Игры-энергизаторы как эффективное средство развития саморегуляции, самоконтроля, внимания детей с ТНР

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ветошкина Ирина Владимировна, воспитатель, Карпова Ирина Владимировна, учитель-логопед, Суровцева Надежда Александровна, воспитатель, МАДОУ детский сад "Росинка" д\с №6, Новоуральск

Одним из важнейших достижений дошкольного возраста является развитие у ребенка способности самостоятельно регулировать мыслительные процессы и свое поведение. Наши дети с несформированной произвольной регуляцией и гиперактивностью испытывают сложности с включением в деятельность и ориентировкой в задании, имеются проблемы с удержанием произвольного внимания. Вследствие дефицита речевых средств, проблем в развитии наглядно-образного мыш¬ления и снижения уровня общения, у детей с ТНР неизбежны те или иные трудности при социализации.

С целью обеспечения равных стартовых возможностей детей с ТНР на этапе завершения дошкольного образования, перед нами встала задача поиска путей формирования активного внимания, развития самоконтроля, коррекции импульсивности, снятия напряжения, активизации деятельности, параллельно с развитием коммуникативных навыков в соответствующем старшему дошкольному возрасту виде деятельности - игре. На основе учебно-методического материала по коррекционной педагогике нами были разработаны игровые пособия "Игры - энергизаторы".

Представленные игры - легкие для объяснения, понимания и участия, короткие по продолжительности (3–5 минут), доступные и интересные. Энергизаторы - это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, формируют у детей умение переключиться, сосредоточиться, контролировать свои эмоции, мысли и поведение, а также закрепляют в игровой форме знания и навыки детей.

В результате использования энергизатора восстанавливается энергия группы, внимание снова привлекается к педагогу, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя активными, продолжают продуктивно работать. Игры – энергизаторы можно проводить как в начале, так и в конце занятия, а также в ходе любых режимных моментов.

Мы предлагаем рассмотреть 3 варианта игровых заданий с учетом возможностей и потребностей детей с ТНР.

Игры первой группы можно использовать в самом начале работы с детьми, участники которой не знакомы друг с другом. Представленные приемы способствуют запоминанию имен участников в незнакомой группе, сплочению группы, снятию напряжения, формированию коммуникативных навыков. Например "Волшебный клубок", игра проходит в кругу.

Варианты: 1)игрок передаёт клубок по кругу, называет своё имя другу; 2)держа нитку в руке, игрок передает клубок соседу справа, называя своё имя и положительное качество; 3) под музыку игроки по кругу сматывают нитку в клубок, на ком музыка остановилась, тот называет первый звук своего имени, остальные игроки угадывают имя. Зачастую, прежде чем приступить к той или иной деятельности, бывает необходимо предварительно разделить группу на команды, компании. Сформировать малые группы для последующей работы, помогают игровые приёмы на деление группы, например игра "Цепочка". Игроки делятся на группы – "цепочки" по любому признаку, заданному ведущим: длина волос, цвет волос и глаз, фасон одежды, дни рождения, предпочтения и т.п.

Вторая группа игр помогает снять усталость, мышечное и эмоциональное напряжение, придаёт заряд энергии педагогу и всей группе, позволяет участникам расслабиться, поднять настроение, повысить общую активность группы, развивает речевую и мыслительную деятельность. Например, такие игры как "Словесный волейбол", "Мяч передавай, слово называй", "Невод". "Словесный волейбол", команды игроков называют по очереди, допустим, только веселые слова (только зеленые слова, круглые, колючие и т.д.), перебрасывая при этом мяч друг другу до тех пор, пока не иссякнут слова. Команда, назвавшая последнее слово, может сменить тему. "Мяч передавай, слово называй" участники выстраиваются в колонны. У игроков, стоящих первыми, по одному мячу. Первый игрок говорит задание, например, назвать слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие варианты передачи). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот звук и передаёт мяч дальше. Задания могут быть на разные темы. В игре "Невод", игроки заводят "невод" (круг), выбирают "рыбу", "рыба" стоит в центре круга. Ведущий показывает игрокам картинку, "рыба" не видит, что на картинке. К кому "рыба подплывёт", тот начинает описывать предмет на картинке, не называя его. Если "рыба" угадывает предмет, то встаёт в круг, меняется с игроком местами.

Третья группа игр на переключение и концентрацию внимания. Это игровые упражнения, которые позволяют снять излишнюю двигательную активность, формируют коммуникативные умения и навыки, навыки волевой регуляции, способствуют развитию самоконтроля, коррекции импульсивности и двигательной расторможенности. Игра "Ветер дует", ведущий говорит: "Ветер дует на того, у кого есть … красный цвет в одежде". В этот момент все, у кого в одежде есть красный цвет, образуют пару, держатся друг за друга, чтобы "ветер их не унес". Затем игра продолжается, используя разные признаки в выборе пары. В игре "Опиши соседа" игроки стоят в парах лицом друг к другу, затем поворачиваются спиной друг к другу, каждый игрок описывает внешность своего соседа. Данные игровые приемы вызывают огромный интерес и активность у наших детей, их систематическое использование в коррекционно - образовательной деятельности, повышает усидчивость, выносливость и работоспособность у дошкольников.