Лучшие практики здоровьесбережения, ориентированные на ребенка дошкольного возраста

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Польшина Ирина Григорьевна, воспитатель, МАДОУ детский сад "Гармония" детский сад № 49, Новоуральск

Уважаемые коллеги! Я хочу вас познакомить со своим опытом работы по здоровьесберегающей технологии "кинезиология" - науке о развитии умственных способностей, физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которая появилась в дошкольном образовании совсем недавно, однако уже сумела стать популярной.

В. А. Сухомлинский сказал: "Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

Я стараюсь комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Так как я работаю в группе с детьми с ОВЗ, которые имеют проблемы с моторикой, координацией движения, плохо ориентируются в пространстве, то оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.

Эффективный инструмент, который я использую в своей работе в комплексе с другими методиками - это Кинезиологические упражнения с использованием кинезиологических мешочков, мячей и балансировочной доски Бильгоу.
Упражнения с мешочками и мячами разработал американский педагог исследователь Билл Хуберт. Разновесные от 120 до200 грамм, а также разноцветные мешочки наполненные на 2х3 песком служат для специальных ритмичных упражнений с удержанием ритма и равновесия. Развивают внимательность, ловкость, координацию, обогащают двигательный опыт детей, закрепляют основные виды движений, помогают сохранять правильную осанку при ходьбе с мешочком на голове, развивают умение подбрасывать мешочек одной рукой и ловить другой, развивают умение ползать на четвереньках с мешочком на спине.

Кинезиологические мячи выполнены из облегченного каучука и резины диаметром 6 см., имеют идеальный размер для ладошки, как детской, так и взрослой; очень прыгучие; практически бесшумны. Данные мячи служат для развития крупной и мелкой моторики, тренировки зрения.

Балансировочная доска Бильгоу была разработана в США. Ее автором стал доктор педагогических наук Фрэнк Белгау. Это доска-тренажер 60х40 см, с цветной разметкой - специальной нестираемой наклейкой и противоскользящим покрытием, на регулируемых ножках-полозьях. Френк Бельгау работая в школе с детьми, многие из которых страдали от различных расстройств, мешавших, нормальному освоению необходимых навыков заметил, что те из ребят, которые играли в игры, требующие большой координации и баланса, были более успешны в учебе. Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений. Во время сеанса, ребенок, балансируя на доске, удерживает положение своего тела и выполняет определенные задания. Эти задания постепенно усложняются. В структуру занятий включаются упражнения с другими атрибутами: мячами и мешочками .

Изучив методическую литературу по этой теме, я спланировала деятельность с детьми, усовершенствовала развивающую предметно- пространственную среду группы. В центре физкультуры и здоровья появилось новое оборудование, изготовленное руками родителей и педагогов: мешочки, мячи и балансировочная доска.

Структура коррекционно-развивающих упражнений состоит из 3-х частей.

Первая часть - приветствие позволяющая детям настроиться на совместную деятельность.

Вторая часть - основная, которая выполняет всю смысловую нагрузку. Предложенные в этой части упражнения перекликаются друг с другом – есть индивидуальные, парные и групповые упражнения. Разнообразие приемов дает возможность детям быть в тонусе, поддерживать их интерес на протяжении всего занятия.

Третья часть - заключительная – прощание с предметами. Основная цель - создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от игры с ними на занятии. Игры и приемы могут быть разными.

Также важно поэтапное выполнение упражнений.

На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Исходя из поставленных задач, пользуюсь методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком. Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию ребенком последовательности элементов движения, объединению их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения.

На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняю правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляю ошибки.. Обучая, обращаю внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение. На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому прошу ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи. Предлагаю вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения. Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения еще раз показываю и даю пояснение к их выполнению. Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает использовать собственный двигательный опыт в повседневной жизни.

На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) обучения движению, ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию.

Когда дети овладели балансировочной доской, мешочками и мячами я усложнила задачу – объединила в упражнениях все три составляющие. Находясь на балансире и выполняя упражнения с мешочками и мячом ребенку приходилось контролировать и координировать еще больше движений, что гораздо сложнее. Постепенно сложность выполнения упражнений нарастала, более сложные упражнения выполнялись детьми в паре; некоторые упражнения выполнялись группой детей.

Необходимы регулярные занятия — 3-4 раза в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 15-20 минут.

Все упражнения проводятся под строгим контролем взрослого, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности деятельности.

С первого дня проведения кинезиологических упражнений дети проявляли интерес, с энтузиазмом их выполняли. В результате совместной деятельности у детей происходит развитие:

  • Регуляторной сферы: формирование программ действий, удержание задания в течение длительного периода, концентрация и удержание внимания, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.
  • Сенсомоторной сферы: зрительно-моторной координации (рука-глаз), ловкости, точности движений, улучшение работы вестибулярного аппарата, автоматизация устойчивых межполушарных взаимодействий, увеличение скорости обработки сенсорной информации.
  • Когнитивной сферы: памяти, речи, восприятия, мышления.
  • Зрительной системы: фиксации предмета, формирование и укрепление прослеживающих движений, формирование и укрепление пространственных представлений, укрепление мышц глаз.

Упражнения с использованием этого оборудования в условиях дошкольного образовательного учреждения, расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них социально-коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы. Все упражнения носят характер игры, что обеспечивает детям психологический комфорт, способствует их полноценному развитию физических качеств, укреплению здоровья, а также играет большую роль в коррекционной работе для развития психических процессов. Эффект виден уже через 1–2 месяца при регулярном проведении занятий.

"Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым", - сказал Ж.-Ж. Руссо.