Панкратова Наталия Евгеньевна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад "Гармония", детский сад № 51, Новоуральск
В соответствии с требованиями ФГОС ДО сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя физическое и психологическое оздоровление детей, обеспечение их успешной социальной адаптации.
У воспитанников с ОВЗ отмечаются специфические особенности развития: низкая сформированность мыслительных процессов, недостаточность и неточность знаний и представлений об окружающем мире, невысокая речевая активность и недоразвитие всех структурных компонентов речи, сниженность потребности в общении со взрослыми и сверстниками, эмоционально-личностная незрелость.
Поэтому возникает необходимость выбора таких образовательных технологий, которые бы обеспечили качественное формирование познавательных и социальных способностей детей с ОВЗ. С этой целью были выбраны современные инновационные нейропсихологические технологии и методики.
Самым эффективным и интересным инструментом, по нашему мнению, является нейропсихологическая игра. Нейроигры – это специальные игровые комплексы, которые способствуют развитию и коррекции механизмов мозговой деятельности ребенка, синхронизации работы полушарий головного мозга, повышению умственной работоспособности, оптимизации психологических процессов, формированию пространственных представлений, активизации энергетического потенциала.
Совместная деятельность с детьми была организована в летний период, когда более углубленно проводится индивидуальная работа. Для повышения эффективности игр и увлеченности детей были использованы природные материалы.
Идея по использованию нейроигр возникла не случайно. Наши воспитанники обожают собирать всевозможные камешки, шишки, кору, семена, палочки во время прогулки и набивают ими карманы. "Отлично!" – подумали мы. Теперь поиск природных материалов во время прогулки стал самостоятельным развлечением. А перед педагогами встала задача – как использовать собранный природный материал с пользой в развивающих и обучающих целях? Авторами игр стали учителя-дефектологи детского сада, а активными соавторами – сами дети.
В процессе нейроигр с природными объектами у детей развиваются познавательный интерес и наблюдательность, активизируются все органы чувств и обогащается чувственно-двигательный опыт, формируются знания об окружающем мире, уточняются сенсорные представления, развивается умение видеть природные объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, корригируется вестибулярная система и двигательно-пространственная ориентировка, воспитывается любовь к природе.
Территория нашего детского сада предоставляет широкие возможности для организации центров для игр с природными материалами, с песком и водой, с запахами, с сенсорными межполушарными дорожками.
Для реализации нейропсихологических игр-занятий на территории детского сада была создана специальная экосенсорная среда с природным ландшафтом. Экосенсорная территория была покрыта цветным тентом, который привлекал внимание детей, создавал комфортную среду, чувство защищенности и спокойствия. Территория была оснащена экосенсорным оборудованием: экостульчиками из деревянных спилов; экостолами с комплектом различного природного материала (шишки, кора, песок, вода и т. д.); "экошумелками" - наборами звуковых маракасов с природным материалом; мобильными межполушарными экодорожками из природных камней; экогрядкой с лечебными травами; "копилкой запахов" – набором сильно пахнущих растений с "лечебной грядки" (мята, душица, тимьян, чеснок); картотекой и схемами нейроигр с природным материалом.
Детям можно было трогать и нюхать, ходить и прыгать, пересыпать песок, камешки, шишки, рассматривать растения, слушать шелест трав и щебетание птиц. В общем, делать можно было все, что захочется, следуя за своими ощущениями.
"Хозяином" экосенсорной территории стал Лесовичок. Он приглашал детей в экоцентры и предлагал проблемные ситуации, мотивировал детей активно участвовать в играх, демонстрируя образцы поведения в природе.
Комплекс увлекательных нейропсихологических игр в экосреде включал: двигательные игры с нейродорожками ("Восьмерка", "Улиточка", "Змейка" и др.); нейроигры с природными объектами ("Нейротаблицы", "Шифровки", "Последовательности", "Природные духи" и т. п.); нейроигры с песком и водой ("Необыкновенные следы", "Песочные прятки", "Узоры двумя руками", "Рыбалка", "Плавает-тонет", релаксационные игры и т. п.).
Организация нейропсихологических игр в природе стала основой для последующей реализации совместно-деятельностных форм по формированию основ экологической культуры у дошкольников.
Экоигры позволили обогатить познавательное развитие детей – по следам впечатлений они собирали и оформляли гербарии лечебных растений, в ходе решения проблемных ситуаций в природе у детей возникали новые вопросы, и это приводило к созданию проектов.
Обогатилось и физическое развитие детей – накопленный опыт нейромоторных игр включался педагогами в развлекательные мероприятия.
Эффективность использования нейроигр в экосенсорной среде подтверждается активностью участия всех детей в решении предложенных педагогами игровых ситуаций, достижением каждым ребенком позитивной динамики в развитии в соответствии с индивидуальными возможностями.
Таким образом, использование нейроигр в системе коррекционно-развивающей работы способствует всестороннему развитию дошкольников с ОВЗ, накоплению опыта совместной деятельности, воспитанию бережного и созидательного отношения к окружающему миру. Следовательно, обеспечивает социализацию воспитанников, которая является ключом к раскрытию потенциальных возможностей и способностей каждого ребёнка.