Нейрофитнес с использованием мяча, как средство развития и коррекции психофизических качеств у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шолохова Наталья Юрьевна, воспитатель, МАДОУ д/с "Гармония", д/с № 51 "Лесовичок", Новоуральск

Моя система работы предполагает использование нейрофитнеса и создание доступной среды для детей с ЗПР в рамках физкультурного занятия. Цель – профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных, поведенческих нарушений и укрепление общефизического здоровья детей. Нейрофитнес - это комплекс упражнений, который направлен на формирование и развитие нейромоторных навыков у детей и взрослых.


Нейромоторика - это специально организованный вид двигательной активности, который учитывает взаимосвязь психических и моторных функций.

Нейрокоррекция предполагает использование различных видов игр и упражнений: упражнение на межполушарное взаимодействие, дыхательные упражнения, растяжки, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие коммуникативной и когнитивной сферы. Глазодвигательные и релаксационные упркажнения.

Нашу группу посещают воспитанники с ЗПР церебро–органического генеза различной степени тяжести, а так же дети, относящиеся к категории «Ребёнок – инвалид". У детей низкий уровень развития психических процессов, несформированность мотивационной, эмоционально–волевой сферы. Снижено развитие общей, а особенно мелкой моторики. У большинства воспитанников имеются поведенческие и эмоциональные расстройства, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, расстройства аутистического спектра. Наблюдается ряд закономерностей в отставании их физического развития: мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, дискоординация движений, нарушение ориентировки в пространстве, несформированность функций равновесия, чувства ритма.

Поэтому наши воспитанники нуждаются в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания, о чём говорится в Законе об образовании РФ (ст. № 42). ФГОС ДО рекомендует учитывать индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ОВЗ.

Занятия направлены на совершенствование памяти и мыслительных способностей, концентрации внимания, скорости реакции и координации движений, межполушарного взаимодействия и пространственного мышления, развитие мелкой и крупной моторики, навыка управления собственными эмоциями, что в конечном итоге повышает самооценку ребёнка и позволяет добиться успехов в учёбе. Эти задачи с успехом решает современная технология нейрофитнес. А использование мяча, позволяет сделать занятия более динамичными, яркими, научат детей работать в парах, команде.

Содержание совместной с детьми деятельности носит интегративный характер и решает задачи следующих образовательных областей: физическое развитие, социально – коммуникативное, познавательное, речевое. Сложность упражнений определяется с учётом возраста детей, психологических, физиологических и индивидуальных особенностей. Начинаю с простых упражнений и перехожу к более сложным. На занятии обязательно использую различные мячи (малый, средний, теннисный, массажный и др.)

Согласно СанПин 2.4.1. 3019 -13, 12.5 занятия по физической культуре проводятся 3 раза в неделю, одно занятие посвящено нейрофитнесу.

Примерная структура занятия:

  • растяжка–разминка – оптимизация тонуса мышц, снятие напряжения, тренирует вестибулярный аппарат, повышает активность, даёт прилив сил;
  • самомассаж – повышает энергетический потенциал;
  • глазодвигательные упражнения – расширяют поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие;
  • артикуляционные упражнения – укрепляют и развивают речевой аппарат;
  • упражнения на развитие мелкой и крупной моторики – направлены на развитие межполушарного взаимодействия, высших психических функций, активизацию вестибулярного аппарата и лобных долей головного мозга, отвечающих за поведение, умение контролировать свои действия;
  • функциональные упражнения – предназначены для развития коммуникативных навыков, они рассчитаны на парное или групповое выполнение, также они развивают внимание, снижают импульсивность, агрессивность, гиперактивность;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, увеличивают объём лёгких, усиливают газообмен, улучшают кровообращение;
  • упражнения для релаксации, развития когнитивной и коммуникативной сферы.

Прогнозируемый результат совместной деятельности с детьми:

  • умеет контролировать свои движения и управлять ими;
  • запоминает и воспроизводит последовательность движений;
  • возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти;
  • проявляет стремление к речевому общению;
  • совершенствуется произвольная регуляция поведения;
  • проявляет инициативу, самостоятельность;
  • знает правила безопасного поведения.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение 1.doc)Приложение 1.doc34 Кб