Поддержка детской инициативы при организации проектной деятельности с использованием методов ТРИЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Велиева Ирина Владимировна, воспитатель, Дьяконова Наталия Владимировна, воспитатель, Никитина Ольга Викторовна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад № 7 "Лесная сказка", Новоуральск 

Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения - достаточно актуальная тема. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу развития социально-активной творческой личности ребенка. На данный момент мы работаем с детьми, имеющими нарушения зрения. Основываясь на результатах диагностики и наблюдений за детьми группы, был сделан вывод: необходимо создать условия для развития инициативы воспитанников, творческого мышления, воображения, совершенствовании связной речи.

Решение данных проблем осуществлялся через вовлечение детей в проектную деятельность. Проектная деятельность опирается на субъектность ребёнка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности. В своей работе мы использовали технологию проектной деятельности, автор Николай Евгеньевич Веракса. Её идея заключается в том, что ребёнок сам инициирует проектную деятельность, видит проблему и задумывается над её решением.

Н.Е. Веракса выделяет три вида проектов: исследовательские, творческие и нормативные.

Мы с детьми создавали коллективный исследовательский проект "Новогоднее путешествие Колокольчиков".

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок или дети самостоятельно приходят к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога. Наша заключалась в том, что во время проведения утреннего "Общего круга" была создана ситуация, когда дети начинали делиться своими переживаниями по поводу предстоящего события. В данном случае, обсуждая предстоящий праздник, мы подвели их к вопросам: А откуда взялся праздник Новый год, как его праздновали раньше? У детей ещё возник вопрос: почему при праздновании Нового года наряжают именно ёлку? В итоге формулировались общие исследовательские вопросы, которые мы обсуждали всей группой.

На втором этапе начинается работа над самим проектом: дети высказывают своё мнение по данным вопросам, интересуются мнением взрослых: педагогов, родителей и фиксируют с помощью взрослых или самостоятельно, рисуя значки, высказанные версии. Затем дети определяют возможные способы проверки предложенных ответов. Наши дети предложили спросить мнение воспитателей, родителей, а также посмотреть интересующую информацию в интернете и энциклопедиях. Далее происходит результат проверки правильности предположений, и фиксируются выводы по проделанной работе.

Большую помощь на этом этапе оказывает приём моделирования, работа с таблицами. Моделирование помогает детям наметить свой план: что они будут делать сначала, что потом. Таким образом, они определяют целый маршрут движения к своей цели. Одним из методов моделирования является метод ТРИЗ "Системный оператор", где любой объект может быть рассмотрен в пространстве и времени. А прослеживание развития объекта во времени есть не что иное, как маленькая исследовательская работа.

Работа по использованию метода ТРИЗ "Системный оператор" осуществляется с помощью таблицы, а, поскольку, в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это - "Волшебный экран", который состоит из девяти окошек (таблица №1 "Волшебный экран").

В каждом окошке "Волшебного экрана" находится какая – то загадка или тайна. В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответитьна вопрос: Кто (что) это? Что делает? В окошке № 2 – то что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобырассказать: какое оно, из чего состоит? В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект? В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта. В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял. В окошке № 6 – где он жил в прошлом. В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем. В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем. В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.

Реализация проекта требует времени, поэтому, и заполнение экранов, на которых с помощью схем, фотографий, рисунков обозначены рассматриваемые понятия, происходит поэтапно. Всю полученную информацию мы обсуждали коллективно в "Общем круге" (фото №1, таблица №2).

Затем мы с детьми обсудили, как и где можно использовать данный проект: мы решили украсить нашу группу так, как украшали ёлки и дома раньше: расписали окна гуашью (фото № 2). Сделали самодельные гирлянды и игрушки на ёлку, украсили её "серебряными" и "золотыми" шишками, конфетами, яблоками, сушками, (фото №3). Приготовили для родителей новогодние подарки, а для сотрудников детского сада - новогодние телеграммы.
Одним из важных этапов реализации проекта является его презентация. Этот этап имеет большую значимость для социального развития детей. В "Общем круге" мы выбрали трёх представителей от группы, которые успешно представили наш проект на муниципальном конкурсе исследовательских проектов "Азбука проектов", получив дипломы победителей.


При организации проектной деятельности с использованием методов ТРИЗ были созданы условия развития детей, открывающие возможности для их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. "Проектная деятельность дошкольников". Пособие для педагогов дошкольных учреждений, "Мозаика – Синтез", 2014г.
  2. Корзун А.В. "Весёлая Дидактика. Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками". Пособие для педагогов дошкольных учреждений, Минск, 2000г.,
  3. Борцова Л.И. "Триз в проектной деятельности" https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/354907-statja-triz-v-proektnoj-dejatelnosti 
  • 00001
  • 00002
  • 00003