Поддержка познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кряжевских Анжелика Всеволодовна, воспитатель, Усольцева Светлана Николаевна, воспитатель, МАДОУ детский сад "Росинка", Новоуральск

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и с задержкой психического развития, уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. В современном обществе всё большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, связанных с личностным развитием как нормотипичных детей, так и детей с ОВЗ, созданию условий для своевременной организации коррекционного воздействия.

Дети с задержкой психического развития имеют свои особенности: ограниченность и недостаточность знаний об окружающей действительности, трудности в понимании многоэтапных учебных инструкций, неустойчивость внимания, снижение объема зрительной и слуховой памяти, низкий уровень проявления познавательной инициативы.

В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и знаний о природе, о ее значимости в жизни человека. Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к объектам природы, живым существам, запас знаний об окружающей нас природе недостаточен.

Наблюдая за детьми группы, обратили внимание на заинтересованность наших детей фактами из жизни природы и окружающего мира, а также дети проявляли интерес к экспериментированию, поэтому мы решили развивать познавательную инициативу через интересную для них деятельность.

Экологическое воспитание детей - чрезвычайно актуальный вопрос настоящего времени: воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами поможет нам вырастить поколение, которое будет заботиться о благоприятном экологическом будущем нашей планеты.

Цель педагогической деятельности - формирование у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам окружающего мира.

В работе по экологическому воспитанию детей используют разные методы: наблюдение, игры (дидактические, настольно-печатные, словесные игры), экскурсии, разнообразный труд в природе. Для эффективной работы необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей.

Педагогическим коллективом нашей группы было разработано перспективное планирование для занятий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное планирование включало в себя мероприятия: организованную деятельность, познавательные беседы, викторины, экспериментальную деятельность, экологические акции.

В реализации данных мероприятий участвовали педагоги группы, учитель-дефектолог. Также для реализации активно привлекались родители.

Педагогами группы были определены и проведены наиболее эффективные интегрированные виды деятельности по развитию познавательной инициативы в процессе экологического воспитания. Дети активно участвовали в экологических акциях, викторинах, экспериментальной деятельности. Родители также являлись активными участниками мероприятий.

Педагогами совместно с детьми был создан экологический журнал, включающий в себя фотографии наших мероприятий, полезные заметки и игры.

В ходе реализации мероприятий пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, эмоциями. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, познавательную инициативу у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития можно развивать в процессе экологического воспитания.