Михалицына Михалицына Оксана Владимировна, воспитатель, Моисеева Марина Владимировна, учитель-логопед, МАДОУ д/с "Росинка", д/с №6, Новоуральск
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Особое внимание в стратегии уделено патриотическому воспитанию дошкольников и обучающихся.
В нашем детском саду для реализации задач по патриотическому воспитанию широко используется проектный метод, как способ организации педагогическогопроцесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности, а также детей и родителей.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, однако в работе с дошкольниками на современном этапе развития системы образования — это перспективный метод, который занимает достойное место и в системе коррекционного обучения и воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Организация проектной деятельности по патриотическому воспитанию позволяет обеспечить социально-воспитательный эффект: вырастить будущее поколение, обладающие духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающее культурное и историческое прошлое России. Реализацию совместной проектной деятельности мы начали в старшей группе с опорой на комплексно-тематическое планирование с учетом лексических тем, которая была продолжена и в подготовительной к школе группе с усложнением форм, методов и приемов взаимодействия с воспитанниками.
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Работа над проектами мы выстраивали поэтапно.
Методика "Трех вопросов" помогла нам определить, что знают и что хотят узнать дети по определённой лексической теме.
На этом этапе у наших детей возникли трудности с формулировкой вопросов, поэтому у нас, педагогов, появилась идея. Так как наша группа называется "Солнышко", мы решили создать символ "Солнышко". На его лучики дети приклеивали карточки с вопросами, которые они зарисовывали самостоятельно с помощью пиктограмм. Семьям воспитанников было предложено ознакомиться с вопросами "Солнышка", которые подготовили дети. Родители вместе со своим ребенком выбирали лучик и готовили ответ на интересующий вопрос. Так появились первые семейные мини-проекты, которые дети представляли в группе. Если ребенку было сложно одному представить свой проект, вместе с ним на защиту приходили родители, которые поддерживали своего ребенка и выступали в роли помощников. Мы не задавали определенного алгоритма или структуры работы по проекту, дети и родители проявляли свою инициативу, творчество и фантазию. Каждая семья представляла ответы на вопрос по - разному: кто-то готовил сообщение, кто-то лепил или рисовал, кто-то делал макет, а кто-то проводил мастер-класс.
Так на этапе представления результатов работы по проекту появилась новая групповая традиция - "Познавательный понедельник": чтение стихов, разгадывание загадок, представление презентаций, созданных совместно с родителями и педагогами группы, встречи с интересными людьми.
Однажды, рассматривая странички из портфолио, детей заинтересовали фотографии одного воспитанника, который предложил организовать личную выставку фотографий мест, в которых побывала его семья. На групповой минутке "Поговорим об интересном" (еще одна наша традиция) он рассказал о своих путешествиях с семьей, показывая эти места на карте. На этом этапе работы по проектной деятельности появилась новая познавательная форма взаимодействия "Путешествие по краю" – работа с картой России, наиболее полюбившаяся детям. Рассматривая карту, дети рассказывали, где кто был, в каких городах, посёлках и деревнях, отмечая эти места на карте. Работа с картой позволила сформировать у детей представления о том, какая наша страна большая и многонациональная. Результатом работы стал детский интеллектуальный продукт - новые правила к игре "Вопрос - Ответ", которые дети составили сами. На одной из познавательных минуток у детей возник вопрос: "Почему ты такой маленький, а все вокруг тебя огромное?" Из детского вопроса возникла тема следующего проекта "Я маленький, а мир вокруг большой". Для того, чтобы дети смогли разобраться в этом вопросе, в свою работу мы включили методику создания и разгадывания кроссвордов. Так в группе появилась книжка с кроссвордами на различные темы, придуманные всей семьей. Книжка необычная: странички в ней созданы папами, мамами и даже бабушками.
Еще одна значимая тема, которая заинтересовала детей "Символы России". Интерес к ней возник, когда в детском саду прошло образовательное событие, посвященное "Дню Государственного флага Российской Федерации". У одной из воспитанниц группы во время разговора о символах нашей страны возникла идея создания проекта "Герб семьи". Над разработкой семейного герба работала вся семья. Он отражает основные черты характера каждого члена семьи, особенности рода и является связующим звеном между поколениями.
Проектная деятельность стала наиболее полюбившимся видом деятельность для воспитанников нашей группы.
В результате проектной деятельности по патриотическому воспитанию, которую мы реализовывали в течении двух лет, были разработаны исследовательские проекты:"Я маленький, а мир вокруг большой!", "Герб семьи","Знаменитые художники Урала", "Мой прадед герой", "Мой город", "Мамино увлечение".
Литература
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
- Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования// Управление ДОУ.-2006.- №7
- Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие/ В.Н.Журавлева.- Волгоград: Учитель, 2011.-302с.