Развитие познавательной и коммуникативной инициативы детей 4-5 лет посредством дидактического пособия "Детский календарь", автор Т.Н. Доронова

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Зубанкова Ирина Александровна, воспитатель, Сорокина Светлана Александровна, воспитатель, МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад №7 "Лесная сказка", Новоуральск

Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, необходимой для социальной успешности детей дошкольного возраста. Своевременная поддержка и развитие всех инициатив способствует формированию гармонично развитой личности ребенка.

Для решения данных задач мы остановили наш выбор на образовательной технологии совместно-партнерской деятельности с семьями воспитанников "Детский календарь", автор Т.Н.Доронова. На родительской встрече познакомили родителей с дидактическим пособием, заинтересовали новыми формами работы с детьми 4-5 лет, которые помогают решать образовательные задачи в сочетании с увлекательной игровой деятельностью. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности воспитанников создали в группе условия для свободного выбора ими занятий по интересам в различных видах деятельности. Возможность играть, рисовать, экспериментировать, сочинять в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Одним из наиболее эффективных и доступных способов развития познавательной и коммуникативной инициативы является игра. В "Детском календаре" представлены различные игры с правилами: "Танграм", "Ходилки-бродилки", "Парные картинки", "Лото", "Разрезные картинки", "Домино". Дети совместно с родителями или педагогами изготавливали их, придумывали новые правила, проявляя свое творчество. Именно в играх дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, пользоваться формами речевого этикета, регулировать свое поведение.

Книжный уголок в группе пополнили мини-библиотечкой. Странички "Детского календаря" позволили создать совместные детско-родительские продукты - книжки-малышки: "Наказан", "Спасенный снеговик", "Красный зонтик" и другие. После совместного семейного чтения, ребята в группе пересказывали и обсуждали произведения художественной литературы, что способствовало проявлению интереса к окружающему миру, развитию коммуникативных навыков, воображения и фантазии. Интересной и развивающей формой по развитию детской инициативы отмечаем составление рассказов по картинкам- иллюстрациям, обыгрывание произведений с использованием разных видов театра. Дети с удовольствием слушали рассказы других, проявляли свои эмоции.

Для развития познавательной инициативы пополнили центр экспериментирования схемами опытов и экспериментов, способствующие развитию интереса к познавательно-исследовательской деятельности, любознательности и самостоятельности детей. Совместно с родителями оформили альбом "Делюсь своим открытием", который пополняли страничками с экспериментами и опытами, проведенными детьми в домашних условиях. Дети охотно делились в группе с друзьями своими новыми открытиями и демонстрировали разные опыты.

Содержание страниц "Детского календаря" включали в лексические темы недели: "Домашние и дикие животные", "Овощи и фрукты", "Сезонные изменения в природе", "Транспорт" и другие. На познавательных минутках "Почему тает снег", "Какие вещи были раньше", "Животные – грызуны" дети с интересом делились своими знаниями по изучаемой теме, представляли с радостью и гордостью результаты совместной деятельности с родителями. Так, после познавательной минутки о водном транспорте ребята с удовольствием запустили бумажные кораблики, изготовленные совместно с родителями дома. В процессе представления материала познавательной направленности у детей повысился познавательный интерес к окружающему миру, появилось стремление к самостоятельности. Доверительные беседы по страницам "Детского календаря" на ежедневном "Дружном кружочке" помогли установить доброжелательную атмосферу в группе, сплотить детский коллектив.

В группе совместно с детьми и родителями организовывали творческие детско-родительские выставки: "Коты бывают разные", "Открытка для ветерана", "Тюльпаны", "Кораблики", "Ветка рябины", "Весенние картинки", "Чудо дерево" и другие. Такая форма работы дала возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развить творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлечь от будничных дел и проблем. Выставки стали стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами тех родителей, которые не делали этого раньше.

Результатом совместной с родителями работы считаем положительную динамику в развитии познавательной и коммуникативной инициативы у детей среднего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие "Детский календарь" стал для нас волшебным кладезем идей для пополнения РППС в группе, ключиком сплочения родителей и детей, источником для формирования творческой, успешной личности дошкольника. В совместной деятельности взрослых и детей появилась возможность лучше узнать воспитанников, особенности их характера. Дидактический материал, представленный в пособии, позволил организовать совместную деятельность взрослых и детей во всем многообразии форм, создавая условия для формирования детских инициатив. 

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа "Миры детства: конструирование возможностей"/ https://firo.ranepa.ru/   
  2. Доронова Т.Н. "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями".- М., 2002.
  3. Детский календарь под редакцией Т.Н. Дороновой. Для содействия развитию ребенка 4-5 лет. Дидактический материал.

Warning: No images in specified directory. Please check the directory!

Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images/stories/2023/06/zubankova/