Гаркунова Наталья Леонидовна, Гаркунова Елена Геннадьевна, Сунцова Илона Владимировна, Попова Александра Владимировна, воспитатели, МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад № 7 "Лесная сказка", Новоуральск
Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Современное государство нуждается в специалистах с техническим образованием, поэтому нашей первостепенной задачей является: формирование и развитие у дошкольников технического мышления, творчества, умения планировать и изготавливать несложные объекты техники. Именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества, которые помогут ребенку стать успешным в профессиональной деятельности.
У детей с задержкой психического развития отмечается недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов формирования предпосылок обучения является необходимым средством повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагогов.
С 2020 года в рамках сетевой инновационной площадки АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дошкольного образования "Воспитатели России" в нашем детском саду реализуется парциальная программа "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров", авторы Волосовец Т.В., Карпова Ю.В.,Тимофеева Т.В. Реализуется она в группах для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Целью данной программы является: разработка системы формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО. При составлении программы авторы опирались на Концепцию сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Одной из задач которой является: формирование первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности. И в Федеральной образовательной программе ДО один из планируемых результатов познавательного развития сформулирован следующим образом : "Ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх".
Начиная реализацию Программы, педагоги столкнулись с трудностями, так как программа разработана для детей с нормотипичным развитием, а детский сад посещают дети с ОВЗ. Воспитатели адаптировали программу с учётом особенностей детей с ЗПР: через изменение программных задач и тематического планирования, объединение этапов работы, а так же учли индивидуальные потребности воспитанников при составлении инженерной книги.
Адаптируя задачи программы, педагоги их конкретизировали и разбили на несколько более узких конкретных задач, которые решаются постепенно (приложение 1). Так же адаптировали предложенное авторское планирование и привязали его к проектно-тематическому планированию детского сада, тем самым обеспечили включение всех педагогов и специалистов группы в образовательный процесс (приложение 2). Воспитатели строили работу в соответствии с этапами программы, но больше времени уделяли обсуждению постройки, использовали схемы и картинки разных видов конструктора.
Эффективным инструментом для формирования навыков планирования своей конструктивной деятельности у дошкольников старшего возраста является Инженерная Книга - подробный индивидуальный дневник.
Работа с ней один из обязательных этапов работы. Заполняя и продумывая все пункты Инженерной книги, ребенок учится планировать свою деятельность и предвидеть результат, от замысла до постройки, она помогает взаимодействовать, договариваться друг с другом, закреплять правила поведения и техники безопасности. Педагоги разработали свою структуру книги в соответствии с индивидуальными потребностями детей ЗПР. По окончанию занятия все постройки фотографируются и вклеиваются в книгу. Ребенок проводит анализ "от замысла до постройки…", что он планировал и что у него получилось.
При реализации Программы одним из обязательных условий является знакомство детей с разнообразием профессий в различных видах деятельности.
В детском саду дети впервые осознанно знакомятся с профессиями. У них расширяется кругозор и общие понятия об окружающем мире, развивается определённый элементарный опыт, который является фундаментом для ранней профориентации и осознанного самоопределения, будущего самостоятельного построения планов. Дети знакомятся с особенностями и спецификой разных профессий связанных с миром техники. Главная задача ознакомления детей с профессиями – вызвать у них эмоциональное отношение к труду, научиться уважать труд каждого человека, расширить кругозор и открыть в себе новые возможности, интересы и увлечения.
Занятия, организованные в соответствии с программой повышают интерес детей к техническому творчеству, мотивируют к познавательной активности, развивают конструктивно-модельные умения.
Внедрение образовательной парциальной программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров" позволяет педагогам организовать образовательный процесс таким образом, что увлекает ребенка и погружает его в интересную техническую историю, даёт свободу выбора, пройти путь от замысла до воплощения идеи. Результаты наблюдений за воспитанниками и выполнение детьми заданий предложенной диагностики, подтверждают наличие у них мотивации к занятиям с конструкторами и игровыми наборами. Дети познакомились с особенностями и спецификой разных профессий связанных с миром техники, Проявляют инициативу и самостоятельность в конструировании и моделировании.
Литература
- Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров": учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79с