Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ЗПР посредством внедрения образовательной парциальной программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гаркунова Наталья Леонидовна, Гаркунова Елена Геннадьевна, Сунцова Илона Владимировна, Попова Александра Владимировна, воспитатели, МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад № 7 "Лесная сказка", Новоуральск

Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Современное государство нуждается в специалистах с техническим образованием, поэтому нашей первостепенной задачей является: формирование и развитие у дошкольников технического мышления, творчества, умения планировать и изготавливать несложные объекты техники. Именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества, которые помогут ребенку стать успешным в профессиональной деятельности.

У детей с задержкой психического развития отмечается недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов формирования предпосылок обучения является необходимым средством повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагогов.

С 2020 года в рамках сетевой инновационной площадки АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дошкольного образования "Воспитатели России" в нашем детском саду реализуется парциальная программа "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров", авторы Волосовец Т.В., Карпова Ю.В.,Тимофеева Т.В. Реализуется она в группах для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Целью данной программы является: разработка системы формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО. При составлении программы авторы опирались на Концепцию сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Одной из задач которой является: формирование первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности. И в Федеральной образовательной программе ДО один из планируемых результатов познавательного развития сформулирован следующим образом : "Ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх".

Начиная реализацию Программы, педагоги столкнулись с трудностями, так как программа разработана для детей с нормотипичным развитием, а детский сад посещают дети с ОВЗ. Воспитатели адаптировали программу с учётом особенностей детей с ЗПР: через изменение программных задач и тематического планирования, объединение этапов работы, а так же учли индивидуальные потребности воспитанников при составлении инженерной книги.

Адаптируя задачи программы, педагоги их конкретизировали и разбили на несколько более узких конкретных задач, которые решаются постепенно (приложение 1). Так же адаптировали предложенное авторское планирование и привязали его к проектно-тематическому планированию детского сада, тем самым обеспечили включение всех педагогов и специалистов группы в образовательный процесс (приложение 2). Воспитатели строили работу в соответствии с этапами программы, но больше времени уделяли обсуждению постройки, использовали схемы и картинки разных видов конструктора.

Эффективным инструментом для формирования навыков планирования своей конструктивной деятельности у дошкольников старшего возраста является Инженерная Книга - подробный индивидуальный дневник.

Работа с ней один из обязательных этапов работы. Заполняя и продумывая все пункты Инженерной книги, ребенок учится планировать свою деятельность и предвидеть результат, от замысла до постройки, она помогает взаимодействовать, договариваться друг с другом, закреплять правила поведения и техники безопасности. Педагоги разработали свою структуру книги в соответствии с индивидуальными потребностями детей ЗПР. По окончанию занятия все постройки фотографируются и вклеиваются в книгу. Ребенок проводит анализ "от замысла до постройки…", что он планировал и что у него получилось.

При реализации Программы одним из обязательных условий является знакомство детей с разнообразием профессий в различных видах деятельности.

В детском саду дети впервые осознанно знакомятся с профессиями. У них расширяется кругозор и общие понятия об окружающем мире, развивается определённый элементарный опыт, который является фундаментом для ранней профориентации и осознанного самоопределения, будущего самостоятельного построения планов. Дети знакомятся с особенностями и спецификой разных профессий связанных с миром техники. Главная задача ознакомления детей с профессиями – вызвать у них эмоциональное отношение к труду, научиться уважать труд каждого человека, расширить кругозор и открыть в себе новые возможности, интересы и увлечения.

Занятия, организованные в соответствии с программой повышают интерес детей к техническому творчеству, мотивируют к познавательной активности, развивают конструктивно-модельные умения.

Внедрение образовательной парциальной программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров" позволяет педагогам организовать образовательный процесс таким образом, что увлекает ребенка и погружает его в интересную техническую историю, даёт свободу выбора, пройти путь от замысла до воплощения идеи. Результаты наблюдений за воспитанниками и выполнение детьми заданий предложенной диагностики, подтверждают наличие у них мотивации к занятиям с конструкторами и игровыми наборами. Дети познакомились с особенностями и спецификой разных профессий связанных с миром техники, Проявляют инициативу и самостоятельность в конструировании и моделировании.

Литература

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров": учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79с
  • 00001
  • 00002
  • 00003