Тактильные игры как средство развития детей 4-5 лет с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кузнецова Алена Анатольевна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад "Гармония", детский сад № 51 "Лесовичок", Новоуральск

В последнее время многие специалисты обращаются к технологии сенсорной интеграции. Я считаю, что сенсорная интеграция полезна всем детям, но неговорящим воспитанникам с ОВЗ она особенно нужна! Данная технология позволяет неговорящему ребёнку приобрести необходимый сенсорный опыт, вместе со взрослыми изучить окружающий мир во всём его многообразии.

Работа по сенсорной интеграции принесёт положительный результат, если она будет:

  • полезной - когда у ребёнка есть возможность приобретать новые представления и навыки в процессе разнообразных практик;
  • интересной - когда у ребёнка есть желание включиться в предлагаемые игры и упражнения;
  • развивающей - когда у ребёнка есть условия для движения от того, что он выполняет вместе с дефектологом, к тому, что он может сделать самостоятельно;
  • воспитывающей - когда у ребёнка есть простор действий для приобщения к важнейшим социокультурным нормам и правилам.

Исходя из психофизических особенностей, образовательных потребностей, возрастных возможностей воспитанников нашей группы, основной упор в работе я сделала на формирование тактильных функций. Осязание – важнейший источник информации о пространстве и об окружающем мире, оно обеспечиваетжизнедеятельность человека, адаптацию и приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды. Тактильное восприятие способствует "запуску" речи.

Были подобраны комплексы тактильно-осязательных игр и упражнений по следующим направлениям:

1. Формирование представлений о строении и возможности руки.
Сначала нужно было познакомить ребёнка с каждым пальчиком и его названием, вместе внимательно рассмотреть ладошку – морщинки, бугорки, линии на ней, рисунок на кончиках пальцев, сравнить ладошку ребёнка и взрослого... Можно ладошки обвести на листке, разукрасить, вырезать, разместить на стене, использовать как подставки и т.п.
В играх учу детей выполнять различные действия разными пальчиками в отдельности: дотронуться до игрушки указательным пальцем, погладить мягкую игрушку большим пальцем, собрать палочки двумя пальцами (указательным и большим), нажать на клавишу детского пианино каждым пальцем поочередно…
Параллельно мы осваиваем самомассаж каждого пальчика.

2. Формирование представлений о сенсорных эталонах (форма, величина, материал и его фактура, вес, температура поверхности и т.д.).
Пожалуй, это самые распространённые игры, знакомые многим педагогам – "Узнай на ощупь предметы в волшебном мешочке", "Выбери на ощупь круглые игрушки", "Найди на ощупь такой же предмет", "Найди на ощупь мячики одного размера", "Разложи в 2 коробочки мягкие и твёрдые предметы" и т.д.
Был создан "Уголок прикосновений" – подобраны игрушки и предметы для ощупывания и описания свойств (камешки, кусочки меха, наждачная бумага, вата, шишки, кора, листочки, шерстяные клубочки, кусочки ткани, щётки, слайм и т.д.). Дети не просто узнают на ощупь разные предметы, но, главное, учатся описывать свои ощущения, пробуют рассказывать – что ощущают руки? на что это похоже?какой предмет на ощупь? (пушистый, приятный, мягкий, нежный, пупырчатый, скользкий, гладкий, колючий, неприятный, тяжёлый, холодный…).
Вместе с детьми мы изучаем на ощупь пространство группы. Например, ищем только мягкие предметы вокруг нас, только холодные, только гладкие... Во время прогулки пробуем прикасаться к различным природным объектам – веточки, травка, цветы, дорожка из песка, стена веранды, кора дерева, листья и т.д. Обязательно прошу детей находить слова для описания своих ощущений!

3. Развитие осязания посредством предметно-практической деятельности.
Неговорящим детям 4-5 лет можно предложить самые простые предметные действия – растягивание резиночек, игры с прищепками, закручивание и откручивание крышечек на бутылках и банках, упражнения с липучками и "молниями", рисование пальчиковыми красками, надавливание на пузырьки "пупырчатой" плёнки, разрывание бумаги на кусочки, перебирание пуговиц, разглаживание пальчиками смятого платочка или фантика, вырезание ножницами, конструирование из мелких деталей, открывание и закрывание коробочек, баночек, футляров с разными видами застёжек и т.д.

4. Коррекция тактильных ощущений посредством взаимодействия с природными материалами.
Природные материалы – не просто средство развития осязания. Это "лечебные" среды, вызывающие у ребёнка интерес, удовольствие, расслабление, успокоение. Мы широко используем контейнеры с различными наполнителями –песок, сушёные ягоды, крылатки клёна, сушёные листики, мелкие шишки, фасоль, чай, опилки, мелкие камешки, хвоя. Дети с удовольствием и подолгу копаются в мелких наполнителях руками, ворошат, пересыпают из руки в руку, насыпают горкой, сгребают в кучки, пропускают сквозь пальцы… Педагог ставит игровые задачи – найти предмет, "спрятать" игрушку, прорыть тоннельчик, оставить разные отпечатки (одним пальчиком, кулачком), сделать ямку, насыпать в тарелочку, пересыпать ложкой, прокатать "дорожки" мячиком…

Проделанная работа показала свою эффективность. К концу учебного года были достигнуты значимые позитивные изменения в тактильно-моторном, речевом и коммуникативном развитии воспитанников (в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО).