Фитнес в развитии дошкольников с нарушениями речи

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Семенова Галина Фадисовна, педагог дополнительного образования, МАУ ДО "ЦВР", Новоуральск

Речь представляет собой одну из наиболее важных высших психических функций человека, поэтому развитие речи является как показателем развития ребенка, так и условием организации деятельности ребенка.

Отставание в речевом развитии приводит к тому, что кругозор ребёнка не расширяется, поскольку он не задаёт вопросов. Детям труднее воспринимать абстрактные понятия, обобщать, сравнивать и анализировать, они испытывают трудности с усидчивостью и вниманием – им сложно исполнять словесные инструкции. Кроме того, проблемы с речью возводят стену между ребёнком и окружающими людьми – он становится замкнутым, обидчивым, неуверенным в себе.

Некоторые исследователи (Н.Н. Кузнецова [3, с. 48], Ю.А. Конюхова [4, с. 100] и др.) подчеркивают, что у детей с особенностями речевого развития с самого раннего возраста наблюдаются также особенности развития всех составляющих моторики: крупной, мелкой (движения кистей и пальцев рук), артикуляционной, а также трудности регуляции и контроля произвольных движений, что доказывает взаимосвязь двигательных функций с речевым развитием.

Актуальность разработки адаптированной дополнительной общеразвивающей программы "Фитнес для дошкольников с ОВЗ", реализуемой МАУ ДО "ЦВР" НГО в сетевой форме на базе дошкольной образовательной организации, обусловлена необходимостью коррекции речевых нарушений, которые оказывают отрицательное влияние на ребенка в любом возрасте. Реализация программы направлена на развитие адаптационных возможностей детского организма, физическое и личностное развитие ребёнка, развитие двигательных способностей, формирование познавательного интереса к новому виду деятельности. Детский фитнес – это хорошо продуманная занимательная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это увлекательные игровые занятия с использованием разнообразного спортивного инвентаря, а так же включающие в себя теоретические знания о правильном режиме дня и здоровом питании.

Учебный материал подобран с учетом особенностей развития нозологической группы обучающихся. Каждый ребёнок, независимо от уровня здоровья и физической подготовленности, имеет возможность познакомиться с элементами оздоровительных направлений фитнеса: фитбола, степ-аэробики, ритмической гимнастики, стретчинга, дыхательной гимнастики, комплексами силовой аэробики. Содержание программы реализуется в интеграции с игровой деятельностью детей, поэтому на занятиях активно используются упражнения с различными предметами, мячами разных размеров и цветов, скакалками и т.д. При выполнении таких упражнений в работу включаются обе руки, что оказывает положительное влияние на развитие как крупной, так и мелкой моторики. Кроме того, такие упражнения, как бросание, катание или перемещение предметов способствуют развитию глазомера, координации, ритмичности и согласованности движений, оказывает влияние на умение ориентироваться в пространстве. Упражнения, при выполнении которых задействованы практически все группы мышц, помогают поддерживать позвоночник в физиологически правильном состоянии, стимулируют формирование правильной осанки, они положительно влияют на развитие речи, правильную артикуляцию и чистое произнесение звуков, так как способствуют снятию зажимов мышц шеи, гортани, лица и обеспечивают их расслабление.

Физические упражнения, которым отводится стимулирующая роль, сочетаются с произнесением звуков, слов и на поздних этапах - логоритмических упражнений. Таким образом, у ребенка появляется возможность координировать свои движения в соответствии с определенным ритмом и, ориентируясь на силу голоса, интонационное оформление речи педагога, координировать амплитуду, силу и выразительность движений. Активное напряжение и расслабление различных групп мышц, сопровождаемое речью педагога, а затем и детей, особенно важно для нормализации мышечного тонуса ребенка.

Одним из обязательных условий проведения учебных занятий в рамках реализации программы является позитивный эмоциональный фон и активное использование педагогом дополнительного образования музыки, различных интонаций и невербальных средств общения: жестикуляции, мимики и т. д..

Реализация программы в сетевой форме позволяет использовать материально-техническую базу организации дошкольного образования, которую посещает ребенок. Находясь в знакомой и привычной для себя обстановке, ребенок лучше усваивает учебный материал, проникается идей здорового образа жизни, учится контролировать свою двигательную активность.

Выбор содержания, педагогических технологий и методики проведения занятий, определение их форм и структуры зависит от особенностей возрастного развития дошкольников с нарушениями речевого развития, становления их двигательной, эмоционально-волевой сферы и основывается на принципах индивидуализации и доступности обучения. Обязательным условием зачисления на программу является наличие медицинской справки об отсутствии противопоказаний для занятий фитнесом.

Таким образом, целенаправленное одновременное решение задач физического воспитания и речевого развития детей дошкольного возраста возможно и эффективно в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы "Фитнес для дошкольников с ОВЗ". Занятия по программе включают в себя обучение новым видам движений в сочетании с коррекционно-речевой и эмоциональной составляющей.

Литература

  1. Кузнецова Н.Н. Взаимосвязь между особенностями речевого развития и общей моторикой детей с нарушениями речи // Логопедия. 2015. № 4 (10). С. 47-52. https://elibrary.ru/rnwnvj
  2. Конюхова Ю.А. Активизация моторных функций как важное условие речевого развития детей // Pem: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 2. С. 100-108. https://elibrary.ru/ykkbcx
  • 00001
  • 00002
  • 00003