Использование интегрированных уроков математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Клевцевич Татьяна Максимовна, студент, ГАПОУ СО НТПК № 1, Нижний Тагил

Руководители: Неофитова Елена Юрьевна, Щавлева Оксана Николаевна

Возникновение понятия "универсальные учебные действия" связано с введением в 2011 году новых федеральных государственных образовательных стандартов, изменивших парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося. Под "универсальными учебными действиями" в ФГОС общего образования понимается "…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса", "…умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта".

Универсальные учебные действия обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, тем самым обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

При помощи познавательных УУД младший школьник сможет осваивать научную картину мира, развивать способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развивать репрезентативное, символическое, логическое и творческое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.

У детей с задержкой психического развития период формирования универсальных учебных действий может быть удлинён. Обучающиеся с задержкой психического развития – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

У детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: ощущения, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.

Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

Организация образовательного процесса с помощью инновационных технологий требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала.

Интеграция – процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Интеграция содержания (в обучении) – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования.

"Интегрированный урок (от лат. "полный", "целостный") – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов",- утверждает ученый И.П. Подласый.

Целью уроков, построенных на интеграции содержания является разностороннее изучение определенного объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определенную систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроя. Привлечение интересного материала дает возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей.

Интегрированные уроки стимулируют умственную деятельность обучающихся, развивают внимание, память, мышление, формируют речевые умения и навыки, способствуют преодолению пассивности обучающихся, усиливают работоспособность школьников.

Интегрированные уроки математики являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. Постоянное использование таких уроков помогают повысить эффективность обучения.
Воспитание самостоятельности, инициатив, активности – требование наших дней. Поэтому уроки математики должны быть интересными, занимательными. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач.

Таким образом, особенности обучения детей с задержкой психического развития подтверждают необходимость использования интегрированных уроков математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.