Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития на уроках «Окружающего мира»

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ямова Анна Дмитриевна , студент, ГАПОУ СО НТПК № 1, Нижний Тагил

Руководители: Неофитова Елена Юрьевна, Щавлева Оксана Николаевна

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Особенность предмета "Окружающий мир" состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся возможность освоить разнообразные познавательные универсальные учебные действия.

У детей с ЗПР с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. В частности, недостаточно формируются личностные универсальные действия, которые обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся; дети испытывают сложности в формировании и реализации компонентов УУД, связанных с организацией учебной деятельности. Поэтому еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ЗПР.

Предмет "Окружающий мир" представляет собой образовательный цикл, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного познания, формировании целостной картины мира и осознании места человека в нём, получают опыт продуктивного содержательного общения с людьми как представителями общества и опыт взаимодействия с природой.

Основная цель изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе — формирование основных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных)

Уроки окружающего мира в начальной школе имеют для детей с ЗПР большое воспитательное и коррекционное значение: помогают учащимся расширить кругозор, развивать наблюдательность детей, получать опыт практических действий, учить самостоятельно добывать знания и пользоваться ими, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности. У детей формируются элементарные представления и понятия, которые нужны при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление об окружающем мире.

Преподавание дисциплины "Окружающий мир" в начальной школе в условиях инклюзивного образования решает не только общие учебно-воспитательные, но и специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с задержкой психического развития.

Что же должен делать учитель, чтобы материал был доступен и понятен:

  • составлять с учениками правила работы по теме;
  • предлагать задания, целью которых должно быть решение какой-то проблемы, копилка знаний, взаимопроверка, творческая работа. Учитель должен четко понимать, с какой целью он предлагает детям выполнить то или иное задание;
  • должна быть поставлена своя задача, для решения общей проблемы. Как только дети получают разные роли, диалог между ними становится необходимостью.

Организация работы учащихся организуется поэтапно:

  1. Ориентировочный этап: учитель четко формулирует задание (главное слово – существительное), затем распределяет задания случайным образом: чем является в предложении, род, число, падеж, подчеркнуть и т.д. (выбор остается за ребенком).
  2. Исполнительный этап: обязательно предоставить каждому ученику (это формирует адекватную самооценку).
  3. Контрольно-оценивающий этап: на этом этапе важно, чтобы дети понимали критерии оценивания работы каждого ее участника (активность, результат, главный эффект – рефлексия) [5].

Организация данной работы предполагает включенность каждого ребенка на основе понимания его возможностей. Учитель подбирает необходимый наглядный материал – картинки, схемы, иллюстрирующие содержание задания. У детей формируются умения самообучения, контроля и оценки, что в свою очередь является условием развития в учебной деятельности. В то же время ученик, в процессе совместной работы с классом усваивает необходимый учебный материал и приобретает опыт преодоления трудностей.

Уроки окружающего мира в начальной школе имеют для детей с ЗПР большое воспитательное и коррекционное значение: помогают учащимся расширить кругозор, развивать наблюдательность детей, получать опыт практических действий, учить самостоятельно добывать знания и пользоваться ими, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности. У детей формируются элементарные представления и понятия, которые нужны при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление об окружающем мире.

Таким образом, педагогические условия, способствующие формированию познавательных УУД у детей с ЗПР, предполагают, с одной стороны, внешнюю организацию среды, учитывающую ведущую деятельность, уровень развития ребенка и его индивидуальные особенности, и, с другой стороны, специальную работу по формированию умений осознанной саморегуляции, актуализации потенциальных возможностей ребенка и активизации его собственных усилий в этом направлении.

Реализация следующих педагогических условий приводит к повышению уровня сформированности познавательных УУД у детей ЗПР:

  1. систематизация и структурирование учебного материала с целью выделения крупных содержательных единиц для усвоения общего способа действия. Такое укрупнение, где это возможно, единиц и обучение детей умению видеть общее в различном, способствует более глубокому осознанию способа действий и расширяет возможности его переноса;
  2. активизация методов и форм обучения, вовлечение детей в поисковую деятельность при решении учебных “проблем”, использование с этой целью различных активных методов и форм обучения;
  3. наглядная алгоритмизация и моделирование возможных единиц обучения в виде схем, таблиц, рисунков и т.п. с целью более эффективного усвоения детьми существенных сторон изучаемого материала;
  4. доброжелательный стиль общения в процессе учебной деятельности, отношения сотрудничества между учителем и ребенком, сочетание личной искренней заинтересованности в успехах ребенка и делового стиля общения в процессе урока;
  5. стимулирование познавательных процессов и активизация мыслительной деятельности. Учащийся с ЗПР должен находиться в ситуации "обратной" связи, когда регулярно привлекается внимание ребенка к его действиям;
  6. подбор приемов и вспомогательных средств при выраженных трудностях формирования учебного навыка, которые позволяют по-другому этот навык усвоить. Учет при обучении степени сформированности навыка у разных учащихся;
  7. формирование учебных действий, умений и навыков поэтапно. Материал необходимо давать небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений;
  8. усиление возможности практического оперирования предметами при выполнении заданий, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, выполнение шагов и т.д.