Ефремова Влада Викторовна, студент, ГАПОУ СО НТПК № 1, Нижний Тагил
Руководители: Неофитова Елена Юрьевна, Щавлева Оксана Николаевна
В современном мире происходит смена менталитета общества, развитие культуры и рост объёма информации. Эти процессы требуют развития интеллектуальных способностей. Именно в начальной школе более интенсивно развиваются основные психические функции человека (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь), раскрываются его задатки, формируются интеллектуальные качества, которые останутся неизменными на протяжении всей жизни.
Формирование личности как субъекта социальной действительности, способной самостоятельно раскрывать и развивать все свои потенциальные возможности, обуславливает мобилизацию умений критически мыслить, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, постоянно пополнять свои знания и совершенствовать умения по их применению.
Множество теорий и разнообразие подходов в исследовании интеллекта показывают, что интеллект – это многогранная сложная система.
Интеллектуальные способности – это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.
Интеллектуальное развитие является важнейшим компонентом любой деятельности человека. Для удовлетворения своих потребностей в общении, обучении и трудовой деятельности, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запомнить, обдумать.
Словарно – орфографические упражнения являются одним из средств развития интеллектуальных способностей обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка. Словарно – орфографические упражнения – это изучение правописания слов, непроверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее.
На эффективность уроков русского языка большое влияние оказывают следующие факторы: соразмерность устной и письменной работы на уроке (примерно три четверти урока должны занимать письменные работы); контроль за учебной работой школьников, хорошая информативность обратной связи (использование в этих целях сигнальных карточек с буквами и цифрами, перфокарт); своевременное предупреждение и исправление ошибок всех видов (орфографических, пунктуационных, лексических, стилистических); использование технических средств обучения.
Практическое овладение русским языком требует в первую очередь знания определенного количества слов. Поэтому при первоначальном обучении учащихся русской речи одно из главных мест занимает словарно-орфографическая работа. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря обучающихся с ОВЗ. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить" на другие встречающиеся ему явления языка.
Формирование навыков грамотного письма осуществляется при помощи упражнений, которые представляют собой «вид учебной деятельности учащихся, ставящий их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях".
С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетический разбор, анализ слов по составу, морфологический разбор, освоение лексики, орфографии, развитие речи и так далее), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формируют тему словарно-орфографической работы.
Большая часть орфографических упражнений носит комплексный характер, т.е. направлена на формирование умения и ставить, и решать орфографические задачи. Но для формирования отдельных орфографических умений необходима система «своих" упражнений. Специфика упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости как умения обнаруживать орфограмму, требует особого предъявления дидактического материала – без пропусков букв, сделанных специально.
Упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и так далее. Такая организация образовательного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых заданий. Внутри каждой группы есть свои характерные черты.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что для повышения уровня орфографической грамотности обучающихся с ОВЗ необходимо использовать разнообразные методы и приёмы работы со словами. Выполнение грамматических заданий в процессе последовательной, систематической работы с текстом, предложением, словом, разностороннего их анализа соединяется с решением задачи развития речи.