Совместная деятельность с родителями по формированию ценностных ориентаций младших школьников с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сиденькова Полина Евгеньевна, студент, ГАПОУ СО НТПК № 1, Нижний Тагил

Руководители: Неофитова Елена Юрьевна, Щавлева Оксана Николаевна

Преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на основе нравственности, признания личности другого.

Исходя из этого, главным становится вопрос о ценностях и ценностных ориентациях школьников, которые являются важнейшим компонентом структуры личности.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Основное отличие в темпах психофизического развития детей с ОВЗ состоит в том, что развитие у таких детей после рождения замедляется и в последующие периоды ускоряются.

В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в сохранении и укреплении преемственности культурных образцов, традиций, ценностей, наследуемых из поколения в поколение. Семья, школа и общественность – главные социальные институты, отвечающие за воспитание и формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения.

В основе такого взаимодействия лежат следующие принципы: взаимное доверие и уважение, поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению к друг другу.

Сотрудничество с родителями и есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для формирования нравственных ориентиров и ценностей школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей не обойтись не только в изучении личности школьника, но и во всех других делах.

Но в тоже время, признавая необходимость выстраивания совместной деятельности с родителями по формированию ценностных ориентаций младших школьников, начальная школа испытывает ряд проблем. Основная проблема заключается в определении педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций младших школьников на основе взаимодействия школы и семьи.

Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: "… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…".

"Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине", – писал философ И. А. Ильин.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как "малая Родина", "Отечество", "родная земля", "родной язык", "моя семья и род", "мой дом".

Характеризуя эмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ, обращает внимание их эмоциональная неустойчивость, слабость волевых усилий, изменчивость и внушаемость, в целом присутствует личная незрелость. Поэтому методы при воспитании ценностных ориентаций у младших школьников с ОВЗ отличается.

Как утверждает Маленкова Л. И., для формирования ценностных ориентаций младших школьников с ОВЗ важны следующие методы:

  1. "Метод ценностного анализа" - способ рассмотрения чего-либо с позиций ценностной значимости.
  2. "Метод идентификации" - метод понимания, представляющий способность человека мысленно поставить себя на место другого человека или объекта природы.
  3. "Метод эмпатии" - метод понимания, представляющий способность переживать те же эмоциональные состояния, которые испытывает другой человек через отождествление с ним (сопереживание).
  4. "Метод ценностной рефлексии" - метод осознания своего внутреннего мира, представляющий способность анализировать собственные переживания и поступки.
  5. "Метод выбора осмысленных ценностей" - способ отбора объектов и явлений по признаку их ценности для субъекта. Он анализирует личные ценности и дает возможность ребенку трансформировать чувственный опыт в смысловой.
  6. "Метод диалога" - способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения.
  7. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
  8. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

Таким образом, для формирование ценностных ориентации учащихся, системы их установок и убеждений необходимо создавать педагогические условия, которые должны строиться на взаимном сотрудничестве школы и семьи.