Экологические квест-игры как средство развития познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лебедева Анна Евгеньевна, студент, ГАПОУ СО НТПК № 1, Нижний Тагил

Руководители: Неофитова Елена Юрьевна, Щавлева Оксана Николаевна

Важная стратегическая задача современной российской школы – развитие у школьников с задержкой психического развития (далее – ЗПР) потребности и способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Экологическое образование играет ключевую роль в формировании экологической культуры у младших школьников с ЗПР и содействует устойчивому развитию. Исследователи отмечают, что развитие экологической компетентности и культуры у детей с ЗПР начинается в игре. Для эффективности образования педагоги должны использовать современные образовательные технологии, включая образовательные квест-игры, для вовлечения каждого ученика в образовательный процесс.

А.А. Люблинская отмечает, что для "присвоения" социального опыта ребенок "сам должен прилагать известные усилия, активно действовать над передаваемыми ему взрослыми материалом". Познавательная активность рассматривается ею как способность действовать. Быть активным – значит находиться в состоянии действования, "физическая и умственная активность нарастает по мере накопления физических сил".

Существует несколько групп условий развития познавательной активности младших школьников с ЗПР. К ним относятся:

  • развитие учебной мотивации и, в первую очередь, познавательной потребности;
  • воспитание устойчивых познавательных интересов (с помощью содержания учебного материала; особой организации учебной деятельности; поддержания добрых доверительных отношений между участниками образовательного процесса, учебного сотрудничества; развития волевых качеств учащихся);
  • группа условий, цель которых – успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом познания (формирование учебной деятельности школьников);
  • группа условий, цель которых – включение в процесс активной деятельности каждого ребенка.

Обучающиеся младшего школьного возраста с ЗПР выражают большой познавательный интерес к миру природы, и он может послужить началом в экологическом воспитании на уроках окружающего мира.

Целью современного экологического образования и воспитания в начальной школе является становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного и практически-действенного отношения к окружающей среде и своему здоровью на основе чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

В настоящее время в России действует система непрерывного экологического образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует обязательного включения в содержание основной образовательной программы начального общего образования программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Вовлечение учащихся в процесс экологического образования способствует активизации познавательной деятельности детей с ЗПР. Воспитание бережного отношения к окружающей среде исходит от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой его ступени.

Основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми с ЗПР, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из таких технологий является квест-игра.

С.А. Осяк считает, что квест-игра - это игра, "требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету". В ходе такой игры происходит процесс решения образовательных задач, отличающийся от учебного процесса "элементами сюжета, ролевой игры, связанной с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации", в котором используются ресурсы определенной территории или информационные ресурсы.

По мнению О.Н. Самохиной "квест обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности". Квест-игры могут быть эффективным средством развития познавательной активности младших школьников с ЗПР.

Таким образом, в экологическом образовании младших школьников с ЗПР в учебной и внеурочной деятельности применение квест-игр позволяет в игровой форме познакомить школьников с объектами живой и неживой природы, проблемами загрязнения окружающей среды, правилами сохранения биоразнообразия растительного и животного мира, правилами поведения в живой природе. Это инновационная форма организации образовательной деятельности младших школьников, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети, играя, узнают об особенностях животных: их повадках, местах обитания, характерных признаках и другое.