Варламова Татьяна Евгеньевна, учитель-логопед, МКДОУ "Натальинский детский сад № 4", Натальинск
Значительное увеличение детей с особыми образовательными потребностями - одна из острейших проблем современного образования, которая требует поиска различных путей решения, внедрения здоровьесберегающих технологии в коррекционную работу.
Цель воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении состоит в максимальном включении в воспитательно-образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности.
Использование в логопедической работе оздоровительной технологии "интерактивная песочница" стало традиционным и позволило повысить динамику состояния здоровья воспитанников.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Можно с уверенностью сказать, что песочница предоставляет собой новый, интерактивный недорогой психолого-педагогический ресурс.
Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается "мануальный интеллект" ребенка.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми особыми образовательными потребностям.
Упражнение "Поздороваемся с песком".
Начало занятий с песком. Положите ладони на песок и расскажите ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?" Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); "пройдитесь" по песку каждым пальчиком поочередно.
- Скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки);
- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы;
- создать причудливые узоры, используя отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук;
- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно, сгруппировать пальцы по два, три, создать загадочные следы;
- играем как на пианино или клавиатуре компьютера.
Игры в классической песочнице.
Сейчас мы попробуем игры на развитие диафрагмального дыхания. Набирать воздух через нос, не поднимая плечи, и надувать живот"шариком". Выдыхайте медленно и плавно. Старайтесь так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
- "Озеро" Следуя правилам дыхания, через нос набираем воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдуваем ямку в песке, чтобы открылось голубое дно.
- "Что под песком?" Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувается песок - открывается изображение.
- "Мой город". Приглашаются 2-3 ребенка (стоят полукругом у песочницы).
Предлагаю каждому выбрать для себя одну - две фигурки из коллекции.
Все выбрали? Подготавливаем место для своих фигур, устанавливаем, и по очереди сочиняем совместную сказку про город в котором мы оказались. Первый начинает, остальные продолжают, последний придумывает интересное завершение. - Игры на песочном планшете.
Игра направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия. Очертить середину вертикальной линией. Рисовать указательными пальцами обеих рук одновременно.
- Рисуем круг (параллельно, на встречу, друг от друга).
- Рисуем треугольник (параллельно, на встречу, друг от друга).
- Рисуем квадрат (параллельно, на встречу, друг от друга).
- "Дерево". Сейчас я продемонстрирую рисование дерева, затем желающий повторит.
- "Корабль". Теперь рисунок корабля с помощью карточек. (Показываю - повторяют)
- А сейчас групповая работа. По очереди рисуем совместную картину. Каждый добавляет что-то своё. Отличная картина получилась!
Таким образом, использование песочницы позволяет добиться устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состоянии на логопедических занятиях.
Литература
- Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2005
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017.- 63с.