Использование педагогических технологий для успешной социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Латникова Наталья Александровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

В последние годы наблюдается устойчивый интерес к проблеме расстройств аутистического спектра (РАС). Это обусловлено как тяжестью нарушений с РАС, крайней неопределённостью в вопросах этиологии, недостаточным уровнем обучаемости специалистов, так и значительным увеличением распространенности этих расстройств в наше время.

Сегодня специалисты стараются найти средства, чтобы помочь многим детям с РАС вступить в общее жизненное пространство вместе со значимыми для них близкими людьми. Будущее обучающегося с РАС во многом зависит от правильно подобранного специалистами целенаправленного, комплексного подхода, индивидуального маршрута сопровождения. В этом убеждены педагоги нашей образовательной организации Новоуральская школа №2". Хочется поделиться своим опытом работы с этими учащимися, которые пришли к нам в 1 класс.

Одним из специалистов, оказывающих помощь учащимся с РАС, является учитель - логопед. После установления доверительных отношений с родителями детей был разработан план дальнейших действий.

Работа с обучающимися, расстройствами аутистического спектра, строится поэтапно:

  • первый этап - установление контакта;
  • второй этап - формирование первичных учебных и коммуникативных навыков;
  • третий этап - работа над формированием звукопроизношения;
  • четвёртый этап - обучение чтению и письму.

 Проблемы учащихся с РАС нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов, научиться реагировать на вспышки самоагрессии, подключить к совместным занятиям. Использовались приёмы поощрения отсутствия нежелательного поведения, переключение внимания, право выбора заданий и визуальная схема для поощрения спокойного поведения (изображение смайликов с различной мимикой).

 В работе с этими детьми на начальном этапе необходимо:

  • постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;
  • развитие взаимодействия, подражания, имитация действий и движений ("Сделай как я");
  • подражание неречевым и речевым звукам;

Большую роль на данном этапе работы оказали интерактивные игры логопедического портала "Мерсибо". Активное использование игр на развитие звукоподражания, формирования фонематического слуха, глагольного словаря и т.п. дало свои результаты: учащиеся повторяли за героями слова и звукоподражания. Особенно понравились такие игры, как: "Бежит- лежит" (слова- действия), Игрозвуки (подражание речевым звукам), "Дикие и домашние животные" (голоса животных), "Грибники" (на слуховое внимание), Бедный дракончик" (соотнесение звука и буквы) и другие игры.

 Работая с учащимися РАС, приходится создавать новые пособия, так как интерес к играм, как к пройденному материалу быстро теряется. В работе с детьми использую такие игры и пособия как "Домино", "Парные картинки" (по лексическим темам), "Четвёртый лишний", "Последовательность действий", "Подбери по контуру", "Пазлы", "Шнуровки", "Чья тень?" и т.д.

Очень эффективны игры с музыкальными инструментами (барабан, бубен, ксилофон, свистульки) и мыльными пузырями при работе над артикуляционным праксисом. Интерес к музыкальным инструментам дал возможность для построения коммуникативного взаимодействия "сначала ты, потом я", "сейчас – потом".

Чтобы формирующиеся навыки не оказались нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций, использовался метод "сопровождающего обучения", который был основан на применении естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы необходимо комбинировать выполнение учебных заданий и упражнений с использованием повседневных ситуаций. Это позволяет ребёнку осуществить перенос формирующихся коммуникативных навыков в различные контексты. Позволяет обучающимся понять, что произнесённая фраза приводит к определённому результату, что с помощью речевого высказывания можно повлиять на поведение других людей, что способствует решению создавшейся ситуации.

На занятиях используются альтернативные коммуникативные системы коррекции:

  • социальные игры (имитационные игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);
  • упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);
  • проведение индивидуальных бесед на доступном для учащихся уровне.

В ходе игровых ситуаций формировались умения построить умения попросить предмет, повтор действий, умение выражать приветствие, отказ, согласие, удовольствие или недовольство.

В логопедической работе используются следующие методики коррекции:

  • анализ поведения ("Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии" С.С. Морозова)
  • методика Л.Г. Нуриевой "Развитие речи у аутичных детей"
  • методика глобального чтения Б.Д. Корсунской
  • элементы методики М. Монтессори.

В практической деятельности мы стараемся изменить не учащихся, а изменить их поведение, обучить новому поведению, обучить навыкам во всех областях развития детей. Главное правильно и рационально выстроить распивание занятий и следовать принципу систематичности и комплексного подхода в работе с детьми расстройствами аутистического спектра.

Литература

  1. Шпицберг И.Л. "О необходимости раннего выявления и ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) [Электронный ресурс] http://right-child.ru/153-autism.html 
  2. Хаустов А.В. "Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра. М., 2010
  3. Нуриева Л.Г. "Развитие речи у аутичных детей" М.: Теревинф, 2014
  4. Морозова С.С . Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах". М., 2007
  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. "Аутичный ребенок. Пути помощи. 6-е изд., М., 2010.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск