Использование приёмов формирования неадаптивной активности у дошкольников 6-7 лет с ЗПР в коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кузнецова Алена Анатольевна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад "Гармония", детский сад № 46 "Золотой ключик", Новоуральск

Теория формирования надситуативной (неадаптивной) активности была разработана доктором психологических наук В. А. Петровским. Главный посыл автора состоит в том, что "деятельность носит индивидуальный, личный характер", деятельность с непредрешённым исходом особенно притягательна. Иными словами, в процессе совместной деятельности каждый ребёнок имеет право выдать свой, личный, собственный ответ. Недаптивная активность предполагает сотворение единичного, а не воспроизведение существующих форм отношений между предметами и явлениями. Педагог предоставляет возможность воспитанникам подняться над ситуацией, выйти за стандартные рамки привычных способов решения задачи, избежать эталонов и стереотипов.

Во время апробирования методов развития неадаптивной активности воспитанников с ЗПР учитель-дефектолог сталкивается с рядом трудностей:

  • развиваться как неадаптивно-активная личность могут лишь некоторые воспитанники коррекционной группы (с наименее выраженными нарушениями когнитивной и речевой сферы);
  • педагогу необходимо самому убрать "барьеры", чтобы дать детям образец творческого поведения;
  • потребуется серьёзное расширение предметно-пространственной среды для обеспечения роста познавательной активности воспитанников.

Опыт работы по развитию неадаптивной активности у детей 6-7 лет с особыми образовательными потребностями позволил мне выделить существенные моменты организации совместной деятельности.

Во-первых, я смогла приступить к данной работе только в подготовительной к школе группе, когда у детей был накоплен достаточный запас представлений об окружающем мире, сложилась система сенсорных эталонов, сформировались коммуникативные навыки.

Во-вторых, много времени потребовалось для обогащения образовательной среды. Я использовала и знакомый детям материал, и совершенно новый (понадобилось большое разнообразие игр, новые пособия, материалы для экспериментов, наглядный материал из сети Интернет). Для того, чтобы каждый ребёнок мог найти своё решение в заданной ситуации, вариантов должно быть предоставлено много. Разновариантность ответов – это основное проявление неадаптивной активности.

В-третьих, достаточно трудно стимулировать и поддерживать познавательную активность дошкольников с ЗПР. Поэтому учитель-дефектолог на равных погружается в совместную игру, отвечает на вопросы, предлагает новые формы деятельности, обеспечивает новыми игрушками интерес детей. Педагог создаёт условия для подражания творческому поведению.

Предлагаю коллегам некоторые приёмы, которые были использованы в моей работе.

Игра "4-й лишний"

Казалось бы, стандартная игра… Однако мы старались отойти от шаблонного решения задания, при этом каждый мог предложить свой вариант, взяв за основу выделения лишнего увиденное только им свойство или качество. Например, среди игрушек транспорта (самолёт, автомобиль, грузовик, трамвай) можно убрать лишний так: самолёт – потому что это воздушный транспорт; грузовик – потому что это грузовой транспорт; трамвай – потому что это электротранспорт; автомобиль – потому что это личный транспорт. Игра требует достаточного разнообразия картинок, муляжей, игрушек!

Игра "Что было бы, если…"

Предлагается совместное обсуждение разнообразных ситуаций с многообразием ответов: если у кошки не было бы хвоста…; если колёса были бы квадратными…; если бы у тебя было 3 головы…; если не подстригать волосы…  Дети с удовольствием играли в такие игры, придумывали как реальные ответы, так и небылицы (тем самым развивая творческое воображение и фантазию).

Игра "Хорошо – плохо"

В окружающем мире любое явление обладает как положительными, так и отрицательными свойствами. Поэтому мы предмет, явление рассматривали с 2-х сторон. Например, зима – что в ней плохо? (морозно… нельзя купаться… не растут грибы… много одежды надевать…); зима – что в ней хорошо? (день рожде-ния… Новый год… можно кататься на снегокате… можно поваляться в снегу…).

Игра "Почему так назвали?"

Это этимологические игры. Интересным для детей было, например, узнать и придумать объяснения народным названиям месяцев (июль – липень, грозник). Ещё более интересной игрой стало придумывание своих собственных названий месяцев, опираясь на признаки времён года, состояние погоды.

Игра "Подбери пары"

Мы пробовали подбирать разные логические пары к одному и тому же предмету с объяснением логики связи. Например, лягушку объединили с кенгуру (прыгают), с деревом (зелёные), с уткой (плавают), с рыбой (растут из икринки).

Игра "Сказка на новый лад"

С опорой на разнообразные предметы дети совместно с педагогом изменяли грустные концовки знакомых сказок. Например, "Колобок": солнцезащитные очки (он убежал от лисы и поехал отдыхать на море); телефон (позвонил бабушке и дедушке, и они его спасли); шапка (это шапка-невидимка, Колобок надел её и исчез) и т.д.

Игра "Как поступить?"

Педагог предлагает детям найти выход из конкретной ситуации. При этом каждый ребёнок придумывает своё решение, поэтому снова возникает многовариантность ответов. Например, мальчик не умеет делать кораблик из бумаги. Как ему можно помочь? (подарить свой кораблик… сделать для него новый кораблик… научить его мастерить кораблик… дать на время поиграть свой кораблик… предложить поиграть другой игрушкой…).