Валиева Накия Файзелхановна, учитель, ГКОУ СО "Березовская школа", Березовский
В наше время проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование – это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека. Получение качественного образования сопряжено с рядом проблем. Даже здоровому человеку необходимо прикладывать значительные усилия во время учебных занятий, а также во внеурочное время для выполнения домашних заданий, осмысления пройденного на уроке материала, самостоятельного поиска и обработки информации. ФГОС ставит перед всеми участниками образовательного процесса новые задачи. Главная задача – развитие и возрастание личности обучающегося.
Развитие способностей у детей с ОВЗ является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе. При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ.
О том, что физика как наука связана с экспериментальном методом исследования, писал ещё Г. Галилей. Он считал, что сначала идёт восприятие явления (чувственный опыт), и оно может повлечь за собой изучение целой группы явлений. Затем идет переход к гипотезе. Далее идет математическое развитие, то есть нахождение логических следствий. И завершает это процесс опытная проверка.
Самостоятельное экспериментирование учащихся с ОВЗ имеет большое познавательное значение, чем эксперименты и демонстрации учителя. П.А.Знаменский: «Целесообразное сочетание самостоятельных работ учащихся с опытами учителя - лучшая форма занятий». Для того чтобы ученики действительно разбирались в физике, необходимо, чтобы они сами проводили простые опыты, а главное, разбирались в результатах поставленного эксперимента.
Практика показывает, что домашние эксперименты и наблюдения учащиеся выполняют с большим энтузиазмом.
Значение домашних экспериментальных работ выражается в следующих положениях:
- домашний физический эксперимент является средством для более глубокого усвоения учебного материала, изучаемого в классе;
- домашний физический эксперимент является одним из средств развития познавательного интереса;
- домашние экспериментальные работы учащихся дают возможность хорошо связать теорию с практикой, с обыденной жизнью;
Особое значение домашние опыты и наблюдения имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников, для формирования у них экспериментальных умений и навыков. Выполнение домашних экспериментов и наблюдений играет особенно важную роль в подростковом возрасте, так как в этот период перестраивается характер учебной деятельности ученика. Подростка не всегда удовлетворяет то, что ответ на его вопрос есть в учебнике. У него появляется потребность получить этот ответ из жизненного опыта, наблюдений за окружающей действительностью, из результатов собственных экспериментов.
Тут важна роль родителей, это в первую очередь. Без их поддержки организовать эту работу будет трудно. Ребенку всегда рядом нужен добрый наставник, советчик, единомышленник, который подскажет, поможет в трудных ситуациях. А дома — это родители, которые заинтересованы в творческом развитии своего ребенка. Домашний эксперимент, кроме радости открытия, ещё и поможет сплотить семью.
Тема: "Вычисление плотности куска мыла"
Цель: Научиться определять плотность куска мыла.
Оборудование: кусок мыла в форме прямоугольного параллелепипеда, линейка.
Ход работы:
- Взять новый кусок мыла.
- Найти на этикетке мыла чему равна масса куска (в граммах)
- С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см)
- Вычислить объем куска мыла: V=abc (в см3)
- По формуле вычислить плотность куска мыла: p=m/V
- Заполнить таблицу:
m, г масса |
а, см длина |
b, см ширина |
с, см высота |
V, см 3 объем |
ƿ, г/см 3 плотность |
- Перевести плотность, выраженную в г/см 3, в кг/м
- Сделать вывод.
Этикетку прикрепить к работе
При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы. Работы вызывают у учащихся чувство удивления, восторга и удовольствия от самостоятельно проделанного научного эксперимента, а полученные при этом положительные эмоции надолго закрепляют в памяти нужную информацию.
Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.
В процессе общественно полезного труда, составной частью которого является домашний физический эксперимент, учащиеся знакомятся с различными профессиями, «примеряет» к тем или иным сферам производства, профессиям.
Таким образом, применение в практике обучения физике домашних лабораторных работ активно влияет на выработку практико-ориентированных умений учеников и повышает их интерес к предмету, позволяет в какой-то мере преодолевать издержки «мелового» способа преподавания физики в современной школе.