Дубровина Лариса Михайловна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Развитие гуманистических тенденций в обществе и науке, современный этап коррекционной педагогики, формирование принципиально новой системы образования определяет актуальность и значимость проблемы разработки теоретических и практических подходов к образованию обучающихся с ТН в развитии. В нашем обществе существует немалое количество людей, чьи возможности в реализации независимого образа жизни ограничены. Среди них – обучающиеся с ТН физического и психического развития. Это обучающиеся, жизнь которых наполнена большим количеством ограничений. Детей с ТН в течение многих лет считали неперспективными, «необучаемыми». Говоря о развитии таких обучающихся, важно подчеркнуть, что каждый школьник развивается своим путем, медленно, но развивается, если этому способствовать.
В качестве основного метода развития восприятия и осознания собственного тела давайте рассмотрим базальную стимуляцию или раздражение. Базальная стимуляция — метод комплексного педагогического воздействия интенсивными, пробивающими ограничения, раздражителями с целью оказания помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей. Этот метод используется в педагогической работе с обучающимися, которые полностью ориентированы на помощь других людей из-за существенного ограничения функционирования всех частей тела.
Педагогическая концепция метода разработана немецким педагогом А. Фрёлихом в 1970-е годы. При разработке концепции А. Фрелих исходил из предположения, что движение, восприятие и коммуникация самым тесным образом взаимосвязаны.
Таким образом, основная цель базальной стимуляции - посредством развития восприятия собственного тела дать понять обучающему с ТНР, что он в состоянии самостоятельно оказывать влияние на окружающий мир. Это не просто метод, а современная концепция организации ухода, образ жизни, позволяющий улучшить качество жизни обучающегося с ТНР.
В процессе базального воздействия стимулируются следующие области восприятия: соматическая, вестибулярная вибрационная, оральная.
Соматическая базальная стимуляция - развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Педагог своими руками лепит тело школьника, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. Прикасания должны быть уверенными, непрерывными, контрастными. Выполняются каждый раз в одной и той же последовательности и направлении: а) туловище, б) конечности руки, ноги, в лицо.
Длительность процедуры - от 5-8 до 30 минут в зависимости от возраста.
Вестибулярная базальная стимуляция - развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях:
- движения тела в горизонтальной плоскости вправо и влево;
- движения в вертикальной плоскости вверх и вниз;
- поступательно-возвратные движения вперед и назад.
Вестибулярная стимуляция осуществляется при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей.
Восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия формируется при выполнении следующих упражнений: медленные повороты и наклоны головы; покачивание в позе эмбриона; повороты туловища на бок; повороты со спины на живот; встряхивание рук и ног; приведение тела в вертикальное положение; покачивание на коленях, гимнастическом мяче. Все перечисленные упражнения выполняются при физической поддержке педагога. Длительность вестибулярной стимуляции должна определяться индивидуально, однако необходимо следить за тем, чтобы треть времени занятия уходила на отдых. Наиболее пригодными вспомогательными средствами вестибулярной стимуляции являются: надувные предметы мячи, бревна, круги, шины, качели, подвесная лежанка-платформа, батут, пружинные матрацы, подушки.
Оральная базальная стимуляция – повышение чувствительности рта к новому положительному опыту, а также снятие защитного механизма. Начинать с прикосновений в области лица в удалении от области рта; использование охлажденных объектов (кольца, резиновые мячики); удобное и положение тела, голова ребенка должна иметь опору; можно использовать материалы: губки, мягкая зубная щетка.
Вибрационная базальная стимуляция-этот вид чувствительности можно назвать контактным слухом. При вибрационной стимуляции на тело или его часть оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующие игрушки, подушки, кресла, массажер и др.
Вибрационная стимуляция выполняется на твёрдой поверхности в положении лёжа на спине. Продолжительность процедуры составляет от 5 до 15 мин.
Занятия по стимуляции не должны проходить в механической форме, превращаясь в раздражающую терапию . Все действия нужно сопровождать эмоционально-смысловыми комментариями, предварительно оповещать о них. Очень важно в процессе стимуляции наблюдать за ребёнком, выделяя те раздражители, приёмы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Следует спрашивать школьника о его ощущениях и называть их ( если он речевой).
Я использую комплекс игр и упражнений с применением метода базальной стимуляции: примерка шапок, перчаток, носков, растирание поверхности тела тканями различной текстуры, рисование на спине тактильными ладошками, покачивание на большом мяче и многое другое.
Базальная стимуляция даёт возможность детям с ТНР осознать своё тело в жизненно важных элементарных ситуациях, базируется на удовлетворении личных потребностей в деятельности с обучающимся. Этот метод взаимодействий позволяет установить очень близкие и доверительные взаимоотношения, избежать функциональности в общении с обучающимся, связанной с осуществлением мероприятий по обслуживанию и обучению.