Лобова Оксана Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья, а конкретно, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Это значит, что обучающиеся должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучая математике учащихся с нарушениями интеллекта, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировки. Знания, полученные учащимися, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.
Математика является одним из наиболее трудных предметов для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Это объясняется тем, что овладение даже элементарными математическими знаниями требует от них достаточно высокого уровня логического мышления, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Затруднения в усвоении учебного материала учащимися нередко приводят к снижению их интереса к обучению.
Самые эффективные способы развития интереса к математике, которые я использую на уроках, являются наглядный метод – это информационно-коммуникационные технологии и частично-поисковый метод – это проблемное изложение знаний (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления несут исключительно важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, то использование информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, а проблемный подход в обучении математики, способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, нужно научить учащихся получать знания не только от учителя, ну и самим их добывать.
Рассмотрим урок математики в 6 классе по теме "Умножение чисел на круглые десятки":
Начинаю урок с материала, который учащиеся знают хорошо. "Верно – неверно" – учащиеся отвечают, на экране выскакивает ответ.
Устный счёт: подбирая задания на повторение и закрепление, плавно перехожу к новому материалу:
- в конце устного счета даю пример из нового материала и перед обучающимися возникает проблемная ситуация. (Приложение)
- Как можно представить число 20?
Обучающиеся предлагают разные варианты ответов. Все ответы записываются на доске.
Т.к ранее изучались темы" Умножение чисел на 10,100" и "Умножение многозначных чисел на однозначное число"
Обучающимся предлагаю карточки – информаторы умножение чисел на 10 и умножение многозначных чисел на однозначное число. (Приложение 2), (Приложение 3)
Из всех ответов выбираем где 20 = 2 · 10
- можете умножить многозначное число на однозначное? – обучающиеся умножают (один у доски) – получилось число 474;
- что сейчас надо сделать? – ответы обучающихся и приходят к выводу, что умножить на 10;
- умножают (один у доски) 474 · 10 = 4740.
После решения показываю карточку
- какое число умножали? – какое число получили после умножения на 20? (Приложение 4)
- что замечаете в примере? – обучающиеся отвечают, что ответ один и тот же.
Вывод делаем вместе с обучающимися: чтобы выполнить умножение на круглые десятки, надо выполнить умножение, не обращая внимания на нуль, а затем его приписать. (Приложение 5)
Читаем правило по учебнику: чтобы число умножить на круглые десятки, надо его умножить на десятки и приписать нуль.
Дальше рассматриваем образец в учебнике стр.152 № 586
Обучающиеся самостоятельно выполняют примеры.
После выполнения идет проверка . При выполнении проверки все учащиеся с интересом работают, потому что они ещё раз проговаривают пример, дают свой вариант ответа и сравнивают его.
- Итог урока – рефлексия.
- Запись д/з
В заключении можно сказать, что использование проблемных ситуаций на уроках, ИКТ: обеспечивает умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование диалога, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы.
Обучающиеся больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить правила. Это мотивирует учащихся к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.