Особенности организации учебной деятельности детей с РАС и УО(ИН) в условиях групповой работы

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Красильникова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 4", Екатеринбург

У педагогов вызывают трудности в работе следующие особенности детей с РАС и умственной отсталостью:

  • Нарушение поведения (аутоагрессия, агрессия в отношении взрослых, агрессия в отношении детей, повреждения предметов, истерики, упрямство, игнорирование требований учителя, отказ от занятий).
  • Трудности понимания речи, в том числе собственной речи. Грубые речевые нарушения. Отсутствие речи. Мутизм.
  • Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций
  • Трудности в установлении контактов, взаимодействия с окружающими.

Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеет индивидуальный подход к обучающимся.

 Первым этапом своей работы, я выделила сбор, анализ информации о каждом конкретном ребенке:

  1. Изучить личные дела детей, протоколы обследования при поступлении в ОО, иметь представление о выраженности нарушения, о сопутствующих особенностях, знать о физическом здоровье каждого, о социально-бытовых условиях жизни, опыте обучения до школы.
  2. Получить информацию об особенностях каждого конкретного ребенка от специалистов сопровождения, от родителей (в виде анкетирования или эссе), от самого ребенка.

Дети, объединены одним вариантом обучения, но все они имеют разную степень выраженности нарушений. Эта работа помогла мне упростить, сделать более комфортным период адаптации, а также помогла при составлении СИПР на каждого ребенка.

Основные коррекционные задачи:

Формирование и развитие навыков коммуникации, социализации, навыков самообслуживания:

  • Адаптация к школе, классу, учителю, учителям и специалистам школы, ориентация в пространстве школы (столовая, мед кабинет, спортивный зал), класса, посещение и участие в школьных мероприятиях, соблюдение гигиенических навыков, пользование туалетом.

Формирование учебного поведения:

  • Узнавание рабочего места
  • Использование учебного материала по назначению
  • Выполнение инструкции педагога (от индивидуальной к фронтальной работе)
  • Выполнение задания в течение определенного времени

При организации учебного процесса для детей используются специальные приёмы работы:

  • создание благоприятного психологического климата на занятиях и в образовательной среде. Ребёнок должен видеть, что его ждали, ему рады, занятие пройдёт в комфортной обстановке: ритм его не будет нарушен. Сюда бы я добавила, ритуалы приветствия, создание ситуаций успеха, а также поощрения (от пищевых к социальным). Акцент на положительную мотивацию. Избыточная фиксация внимания ребёнка аутиста на какие-то объекты должна быть использована с пользой для обучения;
  • организация рабочего пространства. Сохранение постоянства в пространственной организации учебной деятельности. Сохранение постоянства в пространственной организации учебной деятельности, что помогает избежать многих поведенческих проблем. Визуальное расписания урока и визуальное расписание учебного дня. Усвоение ребенком чёткого и стабильного расписания занятий и этапов урока, что создаёт комфортную обстановку для обучения, повышает работоспособность ребёнка. Использование символов для развития умения ориентироваться самостоятельно в действиях. В качестве символов могут быть использованы: рисунки (нарисованные от руки или типографским способом), фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками);
  • комната сенсорной разгрузки или зона сенсорной разгрузки (игровая зона) в классе;
  • социальные истории - четкость и краткость инструкций (без сложных логико-грамматических конструкций, непонятных для ребенка слов). Инструкции должны быть понятны и отнесены к короткому интервалу времени: "Возьми ручку", "Положи ручку" и т.д., тогда они будут доступны ребенку. Использование сигнальной системы: карточки, картинки, таблички, схемы, напоминалки при обучении;
  • использование альтернативных средств коммуникации. При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития. Для детей с РАС сильная сторона - опора на визуальное восприятие, поэтому в качестве альтернативной коммуникации больше подходит система PECS;
  • - Оказание физической помощи в организации учебного действия: в связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. При работе можно использовать поддержку руки, письмо "рука в руке", сопряженное выполнение действий.

Необходимые условия эффективности учебного процесса:

  • Разработка СИПР, программ индивидуальных занятий со специалистами
  • Постоянное сопровождение детей с РАС в течение учебного дня
  • Взаимодействие всех специалистов по сопровождению аутичных детей
  • Организация игрового пространства (сенсорной разгрузки)
  • Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в СИПР, в учебный процесс.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск