Формирование и развитие нравственных качеств воспитанников с интеллектуальными нарушениями как средство их успешной социализации и адаптации в современном обществе

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Королёва Инна Викторовна, воспитатель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Успешность социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями напрямую зависит от их уровня личностного развития в соответствии с требованиями современного общества. Поэтому процесс формирования устойчивых нравственных свойств школьника, выработки нравственных ценностей и норм поведения особенно актуален для детей с интеллектуальными нарушениями, т.к. именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе.

Реализация данного направления способствует решению следующих задач:

  • приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи и общества;
  • закрепление и умение использовать приобретенные навыки и привычки адекватного социального поведения в различных жизненных ситуациях;
  • формирование толерантности, милосердия, таких качеств, как сочувствие, сопереживание, доброго отношения к окружающим;
  • установление положительных взаимоотношений в школьном коллективе, дома.

В практической работе по нравственному воспитанию, по моему мнению, прежде всего нужно обращать внимание на формирование общечеловеческих норм. Выделяю основные правила морали, которые ребёнок должен чётко уяснить:

  • Нужно быть добрым и чутким к людям, животным, природе!
  • Помогать слабым и беззащитным!
  • Не причинять людям зла!
  • Уметь различать: добро и зло; что такое хорошо и что такое плохо!
  • Уважать старших!
  • Не забывать, что каждый поступок, отражается на окружающих людях, ведь ты живешь среди людей!

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать, понимать, когда кто-нибудь оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что значит хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления детей с интеллектуальными нарушениями стали подлинными, необходимо использовать подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей. Участие в акциях служат средством для формирования положительных личностных качеств. Так, ученики нашего класса принимают участие в ежегодных традиционных акциях: «Лапа помощи» (сбор корма для животных в приюте), «Покорми птиц зимой» (изготовление кормушек для птиц), «Подарок малышам» (дарим книги, канцелярские товары, пазлы ребятам в детском саду), «Книжкина больница» (ремонт библиотечных книг), акция по благоустройству обелиска в парке культуры.

Важную роль в формировании нравственных качеств играют совместные семейные праздники, где дети ощущают поддержку близкого человека, а родители испытывают радость за успехи своих детей. К праздникам ребята готовят подарки и сувениры для родных своими руками в знак выражения хорошего отношения, проявления заботы и любви.

Также, художественная литература - важное средство развития личности ребенка. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения. Литературные примеры открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, формируют представление о взаимопомощи и отзывчивости.

Посещение парка и экскурсии в городской краеведческий музей способствуют формированию бережного отношения к природе и животным родного края.

На занятиях провожу беседы, направленные на формирование общечеловеческих понятий, таких как добро и зло, дружба и уважение и т.д. Необходимо постоянно анализировать с детьми реальные ситуации, обращать внимание на их смысл. Например, если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же ребенок помог одеться другому, его поступок должен быть одобрен. При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, быть полезным друг другу. Важно, чтобы воспитательная система пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

В конечном итоге сформированные нравственные качества, нравственные представления и привычка к правильному поведению помогают ребёнку с интеллектуальными нарушениями социализироваться и адаптироваться в обществе, не чувствовать себя изгоем.