Тебенькова Надежда Владимировна, учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад №5", Реж
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование у ребёнка предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и развитие личности в целом.
В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, которые носят характер комплексного воздействия, развивая не только речь, но и способствуют развитию внеречевых процессов: памяти, внимания, мышления, таким образом, позволяют добиваться повышения качества коррекционной работы.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.
Информационно-коммуникативные технологии можно считать тем современным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка, поэтому на занятиях использую:
- компьютерную программу Н.С. Четверушкиной «Развитие речи. Учимся говорить правильно», в которой системой объединены области, как по развитию фонематических процессов, так и по формированию связной речи;
- мультимедийные презентации, интерактивные игры, электронные речевые упражнения и задания на развитие грамматического строя речи, атрибутивного, предикативного и адъективного словаря по разделам разных лексических тем, разработанные самостоятельно, с помощью программы Power Point.
Использование интерактивного стола, компьютера и других цифровых образовательных ресурсов в логопедической работе помогло добиться значительного обучающего эффекта. Использование анимации, яркой и разнообразной наглядной основы, сюрпризных моментов мотивирует детей на качественное выполнение заданий при работе со сложными лексико-грамматическими категориями, стимулирует высокую умственную и речевую нагрузку, помогают развивать фонематический слух и восприятие.
Лексический материал, представленный в динамичной форме с мультипликацией, помогает отрабатывать речевые обороты, обогащая и активизируя словарь детей. Эффективность усвоения материала достигается за счёт полисенсорной активизации воспитанников.
Результативным считаю, использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, игровые упражнения в сопровождении стихов на развитие воздушной струи способствует выработке продолжительности и силы речевого выдоха, закреплению навыков диафрагмального дыхания, что важно для правильного звукопроизношения и плавного потока речи. А стихи, сопровождающие игры пополняют лексику воспитанников и расширяют кругозор.
Систематическое выполнение гимнастики для глаз и зрительных координаций, упражнений В.Х. Базарного помогают стимулировать зрительный анализатор, снимают напряжение, сохраняют физический ресурс зрения детей и являются профилактикой миопии.
Мимическая гимнастика мною использовалась по подражанию, словесной инструкции, в ходе занятия с использованием наглядного материала или интерактивных игр, что способствовало развитию мимических лицевых мышц.
Артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой, О.И. Крупенчук, «Артикуляционные сказки про весёлый язычок» - помогают улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), выработать максимальный объем, точность, силу, темп, переключаемость движений, необходимых для постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Развивают связную речь, упражняют в употреблении детьми разных частей речи.
Динамические паузы провожу с целью профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Логоритмические игровые упражнения Картушиной М.Ю. нормализуют общий мышечный тонус, активизируют слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывают координацию движений и активизируют связную речь.
В структуру логопедических занятий входит пальчиковая гимнастика, игры с песком, сухие бассейны, с Су-Джок шариками и крупами, мозайки, эспандеры, упражнения с прищепками, шнурками, счетными палочками, резинками. Данные игры и упражнения мы вариируем между собой, вводим постепенно, соблюдая принципы системности и этапности от простого к сложному, что способствуют развитию мелкой моторики, нормализации мышечного тонуса, снятию синкенезий и гиперкинезов пальцев и кистей рук.
Обогатить словарь детей прилагательными, глаголами, научиться обобщать слова в лексические группы, развить связную речь, помогла такая педагогическая технология, как дидактический синквейн. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк».
Данную технологию можно использовать при составлении описательных рассказов, на тему, по плану. После описания каждого предмета из одной лексической группы мы обобщаем, к какой именно относятся.
- 1 СТРОКА – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- 2 СТРОКА – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- 3 СТРОКА – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- 4 СТРОКА - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- 5 СТРОКА – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Например:
- Кошка.
- Рыжая, пушистая.
- Царапается, спит, ловит.
- Рыжая кошка ловит мышей.
- Животное (домашнее).
По этой же технологии описываем и других домашних животных и предметы других лексических категорий.
Положительный результат коррекционной работы принесла технология-мнемотехника. Учитывая особенности и потенциальные возможности детей с нарушениями речи, я использую не только авторские материалы Ткаченко Т.В., Большовой Т.В., но и собственные интерактивные мнемокарты, дидактические мнемосхемы по темам «Времена года», «Добро и зло», «Труд человека красит» и другие. Они являются хорошим материалом в активизации использования грамматических форм речи, а также в обогащении словарного запаса.
Результаты обследования выпускников логопедической группы показали положительную динамику в развитии речи и эффективность использования современных педагогических технологий.
Почти все дети логопедической группы на выпуске владеют речью, как средством общения и культуры. Достаточно обогащен активный словарь, сформирована связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. На высоком уровне развито речевое творчество, воспитанники самостоятельно могут придумать сказку, загадку. Сформирована звуковая и интонационная культура речи, фонематические процессы.
Все это позволяет сделать вывод о том, что использование современных образовательных технологий в логопедической работе являются эффективными и оптимизируют коррекционно-развивающий процесс.