Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ на базе ГКОУ СО "Североуральская ШИ"

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Помыткина Татьяна Рамильевна, учитель, ГКОУ СО "Североуральская школа-интернат", Североуральск

На современном этапе развития общества одной из важнейших задач является формирование системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3 лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям. Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

В России почти 400 тыс. детей нуждаются в инклюзивном образовании. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 процентов детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8 процента), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (20,6 процента), болезни нервной системы (20 процентов).

Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, стали следующие факторы:

  • низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
  • снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;
  • дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
  • накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
  • высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.

Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности. Ранняя помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, предупредить вторичное отклонение.

Таким образом, мы имеем общественно значимую проблему, связанную с необходимостью ранней профилактики нарушений развития в более расширенной форме и требующую иных технологических решений, нежели это реализуется органами здравоохранения и образования.

Цель: раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.

Достижение цели  связано с решением следующих задач:

  • максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
  • сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
  • снижение временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребенка);
  • построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;
  • обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.

Новизна проекта заключается в том, что с ребенком раннего возраста с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами и детьми группы риска, и семьями, их воспитывающими,  работает команда специалистов, обеспечивая единый подход к обеспечению ранней помощи и комплексному психолого-педагогическому сопровождению. Деятельность специалистов междисциплинарной команды структурного подразделения образовательной организации "Служба ранней помощи" направлена на помощь детям первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья (риском развития). Она включает в себя предоставление квалифицированной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития. В состав команды специалистов входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог (тьютор), эрготерапевт, медицинский работник.

Направления работы специалистов Службы ранней помощи:

  1. Диагностическое направление, в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи.
  2. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.
  3. Консультативное направление предполагает реализацию специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс.
  4. Информационно-просветительское направление обеспечивает поддержку общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.doc)Приложение.doc139 Кб