Жукова Марина Михайловна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития, умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР. Обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести развития. Но даже в рамках коррекционной школы возможно эффективное обучение детей с ТМНР при правильном выборе педагогом приёмов, методов и форм работы.
Я в своей коррекционно-развивающей работе использую элементы метода эрготерапии. Термин «эрготерапия» (от греч. ergein - делать, действовать, работать и therapeutein - лечить, ухаживать, сопровождать) в современном обществе еще мало знаком. Метод эрготерапии увеличивает мобильность ребёнка с ТМНР, повышая его активность в повседневной жизни. Сохраняет элементы игры, творчества, развлечения и отдыха. В его основе лежит движение, основная задача - обеспечить стимулы для появления у обучающихся потребности двигаться и действовать. В процессе эрготерапевтического влияния я стремилась пробудить любопытство ребёнка, создать условия для проявления им интереса к объектам окружающего мира и взаимодействию с ними, стимулируя его собственную физическую активность.
В коррекционно-развивающей работе элементы эрготерапии можно использовать для сопровождения обучающихся в их повседневной активности (личная гигиена, одевание и раздеваниие и др.), труда и продуктивной деятельности (заботе о других людях, лепке, рисовании, конструирования и др), а также досуга (отдыха, игры, хобби и др.). Я использую элементы эрготерапии со следующими целями:
- для нормализации позы и положения конечностей. Это связано с соблюдением специальных правил, выполнение которых даёт большую подвижность ребёнку, улучшая ощущения собственного тела, стимулируют собственную физическую активность, способствуют общению с окружающим миром. Также предполагается изготовление индивидуальных вспомогательных приспособлений.
- для обеспечения передвижения. Выбор вспомогательных приспособлений зависит от многих факторов: возраста ребёнка, степени его двигательных нарушений и ситуации, в которой ему предстоит передвигаться;
- 3. для стимуляции повседневной активности. За счёт приспособления объектов окружающей среды под потребности детей с ТМНР с учётом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и функциональных возможностей.);
- для тренировки функций рук;
- для вовлечения в творческую деятельность и развитие ручной умелости. Это - рисование и чёркание; лепка; склеивание предметов и аппликация; составление коллажей; альтернативные эрготерапевтические ресурсы: - различные сорта бумаги; материалы для чёркания (старые календари, ткань, деревянные бруски и др); клеящиеся ленты (цветная изоляционная лента, пластырь разных цветов); инструменты для чёркания и рисования (ёршики для бутылок, использованные шариковые дезодоранты, соломинки для питья, губная помада и др); упаковочные материалы (стружка и опилки, сеточки для лука, пенопласт, фантики от леденцов и др.).
Также элементы эрготерапии я использую на занятиях по сенсорному развитию. Это задания и упражнения:
- для развития кожной чувствительности - сжимание и разжимание мочалок, мягких резиновых мячиков, колец различных диаметров и др.;
- для развития крупной и мелкой моторики - открывание различных ёмкостей, отвинчивание и завинчивание крышек, набирание и пересыпание ложкой крупы, укладывание фасоли, бобов, орехов, шишек, кубиков, маленьких игрушек в ячейки для яиц, коробки от конфет, захват предметов различными способами, сортировка, шнуровка, игры с прищепками и др.;
- для развития навыков ориентировки в пространстве - перемещение различных игрушек вперёд-назад по полу, по поверхности стола упражнение «Покати мяч» и др., рисование кистью различной ширины, тампонами из поролона, губкой и др.
Мой опыт работы с детьми с ТМНР показывает, что, несмотря на то, что у данной категории детей нарушены все компоненты перцептивной деятельности, систематическая работа дает свои положительные результаты. А элементы эрготерапии на занятиях по сенсорному воспитанию положительно повлияли на развитие мелкой моторики и координацию движений пальцев рук, совершеннее стали зрительные и двигательные анализаторы обучающихся.
Литература
- Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь:учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/М.В.Жигорева.-М.:Академия, 2006 г.
- Шипицына Л.М. Дети с множественными нарушениями развития: учеб.пособие для педагогов, психологов, дефектологов/под.ред.Л.М.Шипицыной и Е.В. Михайловой.-СПБ: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012 г.