Роль классного руководителя в формировании взаимоотношений умственно отсталых обучающихся в коллективе класса

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Ивакова Ирина Викторовна, учитель-дефектолог, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 1", Нижний Тагил

Исследование процесса общения в коллективе, взаимоотношений в нем, особенностей влияния коллектива на отдельную личность является важнейшим звеном в изучении общей проблемы социальной детерминации и социальной адаптации личности умственно отсталого школьника.

Учитывая значимость воспитания олигофрена в условиях коллектива как обязательного и решающего фактора его социального развития, полноценного вхождения его в общественную жизнь роль педагогического коллектива и классного руководителя в частности имеет большое значение.

Опираясь на исследования советских дефектологов, приходим к выводу, что детский коллектив с социально- психологической точки зрения представляет собой малую группу, которой присущи все признаки характерные для такого объединения: взаимодействие основных систем отношений, распределение социальных ролей, определенный статус каждого из членов класса. Именно специфика состава учащихся коррекционной школы накладывает отпечаток на весь уклад жизни и развитие коллектива, обуславливает особенности его формирования и функционирования, способы организации и воспитания.

Опираясь на высказывания Белкина А.С. о том, что «большинству умственно отсталых присущи слабая коммуникабельность, неадекватность реакции, неумение и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, неумение понять интересы партнеров по общению, а тем более подчинить свои конкретные личные интересы общим интересам коллектива». Классный руководитель в ходе наблюдений выявляет, что характер отношений детей в классе носит деловой или личностный оттенок. Деловые отношения, как правило, формируются педагогом и без постоянного стимулирования с его стороны быстро теряются. Лишь в редких случаях мотивом обращения умственно отсталых учащихся к классному руководителю является удовлетворение познавательных потребностей и интересов. В подавляющем большинстве это жалобы друг на друга или рассказы друг о друге. Но на наш взгляд это особая сфера контактов не содержит отрицательного нравственного потенциала, а является лишь неосознаваемой ребенком установкой на порядок, справедливость и авторитетность вмешательства классного руководителя.

Особое значение в условиях вспомогательной школы приобретают личностные отношения. Не случайно, поэтому возникновение в классе малых спонтанных групп, которые формируются по личным интересам, совместным времяпровождением, т. е. общением на эмоционально- психологическом уровне. Среди всего многообразия мотивов, по которым устанавливаются отношения между учащимися нам удалось выделить 4 наиболее типичных:

  1. Мотив относящиеся к учебной деятельности (учеба, поведение, отношение классного руководителя к ученику).
  2. Мотив, отражающий совместную деятельность, общность интересов.
  3. Мотив, относящийся к различным видам взаимопомощи.
  4. Мотив, касающийся личных качеств ученика.

Анализ многолетней работы свидетельствует, что положение занимаемое учеником в коллективе, его статус оказывает несомненное влияние на его психологическое состояние и поведение.

Если лидер испытывает эмоциональный комфорт и чувство уверенности в себе, то непопулярный ученик чувствует себя неуверенно, скованно, неспокойно. Более того ученики занимающие неблагоприятное положение в коллективе, стараются как можно больше общаться с неформальными лидерами, навязывать им свою дружбу, причем даже в том случае, когда ими явно пренебрегают.

Практика классного руководителя показывает, что при отсутствии серьезной воспитательной работы в классе, целенаправленного руководства процессом общения у одних учеников развиваются и закрепляются такие отрицательные личностные качества, как пренебрежительное отношение к товарищам, зазнайство, эгоизм, самоуверенность, стремление незаслуженно занимать ведущее положение. У других ребят нерешительность, подчиняемость, безынициативность, неумение защитить себя, чувство неполноценности, зависти, лживость, лицемерие. В процессе работы классного руководителя в сфере межличностных отношений мы можем отметить, что в классе всегда есть категория школьников явно пренебрегаемых, изолированных, « отверженных», которые вызывают к себе отрицательное отношение со стороны одноклассников. С ними не хотят играть, сидеть за одной партой, разговаривать, у которых по классификации М.С. Певзнер олигофрения сочетается с грубым недоразвитием личности, с изменениями системы потребности и мотивов, нарушением эмоционально- волевой сферы и нередко речи. Эти дети страдают ночным энурезом, часто нелюдимы, жадны, скрытны. Для таких учеников классному руководителю необходимо создать благоприятный психологический климат в классе, включить их в коллективную деятельность, поручать им несложные задания повышающие авторитет этих ребят в глазах всего класса. Изучение и анализ всех вышеперечисленных групп показало, что дети с умственной отсталостью без помощи и известных усилий классного руководителя и воспитателя не могут самостоятельно изменить свое мнение об « отверженных» и неофициальных лидерах, о положении того или иного ученика в коллективе. Большое внимание на наш взгляд необходимо уделять общественно полезному труду, общешкольным дежурствам, организации выставок, выступлений в спортивных мероприятиях, задействуя в этом весь класс.

С целью регуляции личных взаимоотношений детей - олигофренов и коррекции недостатков, обусловленных дефектом, следует каждому из них обеспечить положительное эмоциональное самочувствие в классном коллективе, формировать потребность в активном общении друг с другом, воспитывать умения и навыки правильного общения, а также адекватной самооценки и уровня притязаний в сфере личных взаимоотношений.

Классный руководитель, анализируя полученные результаты видит, что коллектив по отношению к личности олигофрена является:

  • средством, активизирующим и корригирующим его психическую деятельность, углубляющим характер его восприятия окружающей действительности.
  • фактором его нравственно- психического развития, воспитания положительных личных качеств, формирования гражданского самосознания.
  • средой, способствующей самовыражению и самоутверждению личности ребенка и вследствие этого могучим средством его индивидуального развития.

Литература

  1. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. – М. : Просвещение, 2003.-265 с.
  2. Варянен В.А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы. : Автореферат- М. 2001 г.
  3. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития анамального ребенка. Вопросы дефектологии т.1 1989г.
  4. Дефектология № 5, 2001 г.
  5. Синева Е.П. Изучение межличностных отношений старшеклассников вспомогательных школ в связи с проблемой их социальной адаптации. – В кн.: Изучение личности анамального ребенка. М., 2005 г.