Сенсорномоторный уголок как условие формирования учебной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Баданина  Елена Сергеевна, учитель начальных классов, ГБПОУ СО "КГТТ" СП "Школа-интернат, реализующая АООП", Камышлов 

Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, воспринимать с помощью других анализаторов.

Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, воспринимать с помощью других анализаторов.

Уже в раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством для этого является сенсорное освоение за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсомоторного опыта детей заменяя его визуальными и виртуальными образами (телевизор, планшет, телефон).

Дети с нарушением интеллекта затрудняются в обследовании предметов, в выделении нужных свойств, а главное обозначение этих свойств - словом.

Сенсомоторный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе, как на уроках, так и самостоятельной деятельности на переменах. Среди многочисленных задач сенсорного развития важнейшим для коррекционного обучения умственно отсталых обучающихся являются: - создание условий способствующих развитию у детей широкой ориентировки и социализации в окружающем предметном мире.

Дидактическое пособие «Дерево»

Цель: сформировать у обучающихся представления о сезонных изменениях в природе на основе дерева.

С помощью данного пособия можно решать следующие задачи:

  • формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, на примере дерева;
  • формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение, представление групп предметов и т. д.;
  • развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;
  • расширять и обогащать словарь детей по темам «Времена года», «Птицы», «Животные», «Деревья», «Признаки сезонности», «Сезонная одежда людей» «Праздники», дни рождения обучающихся класса;
  • стимулировать творческую активность детей оформление совместно с обучающимися;
  • воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Дерево «Времена года» может быть использовано в следующих образовательных областях: математические представления, альтернативная коммуникация, предметно-практическая деятельность, изобразительная деятельность, человек.

Ствол и крона дерева изготовлены из фанеры. На кроне дерева приклеены и набиты натуральный материал (береста березы, кора ели),

На пособии дерева разложены изображения лесных диких животных (еж, белка, заяц). По ним составляем рассказ кто, что делает осенью, как приготовились животные к зиме, кукла одета в сезонную одежду (одевает, раздеваем, перечисляем виды одежды и обуви в осеннее время). После прогулки в осеннем лесу дети принесли наглядное натуральное пособие (приготовили) листья, шишки, ветка рябины. На занятии по внеурочной деятельности «Умелые ручки» из пластилина слепили съедобные грибы, проговорили о разновидности грибов.

Методические приемы работы с дидактическим пособием «Дерево»:

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, загадки.

Дидактический счетный набор к урокам математики и к урокам математические представления. Полотно выполнено из картона, на полотно наклеены геометрические фигуры (круг, треугольник, квадраты) выполнены из разных фактур – ткань, бархат, флис, клеенка, кожа, губка, деревянная щепка, скорлупа грецкого ореха, компьютерный диск. В соответствии с количеством указана цифра. Внизу полотна на шнуровке нанизаны пластмассовые яйца, в соответствии с количеством на полотне.

Данное пособие помогает на уроках математики: способствует формированию математических представлений, счета, развитию тактильных ощущений.

Сенсорные доски. Пособие представляет собой доску, на которой прикреплены канцелярские гвоздики. За гвоздики прикрепляется резинка и растягивается, закрепляется за другой гвоздик. Условие работы с доской - завязать шнурок. Можно воспроизвести дом, забор, окно, дерево, цифры, буквы, геометрические фигуры. Такой же принцип у доски с отверстиями. Можно брать любое количество шнурков. Задние направлено на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, представления, речи.

Тренажер. Пособие относится и к обучению, и к развлечению. Обучающая цель: сформировать у обучающихся счет и количество до 6. Развитие зрительного восприятия (в каждое отверстие надо попасть столько раз, какая цифра указана). Применение здоровьесберегающих технологий - развитие выносливости, точности попаданий (количество попаданий), снятие эмоциональной напряженности. Цель развлечения - подвижность, соревнования, азарт.

На задней стенке тренажера прикрепляются листы бумаги для рисования (может быть коллективное рисование и индивидуальное). Развиваются творческие способности, сплоченности коллектива.

Сенсомоторный уголок помогает

  • развивать координацию движений, двигательную активность;
  • снизить нервное и эмоциональное напряжение, создаёт психический комфорт;
  • развивать воображение, пространственное представление, мышление, память, внимание, восприятие;
  • развивать мелкую моторику, кинестетические и тактильные, зрительные и слуховые ощущения. закрепить цвет, форму, величину;
  • повысить познавательную активность, коммуникабельность.

При организации уголка особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов. Они должны быть: доступные, безопасные, креативные, яркие, разнообразные. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы уроков.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск