Голунова Оксана Олеговна, учитель-логопед, МБДОУ ПГО "ДОУ № 43 общеразвивающего вида", Полевской
МБДОУ Полевского городского округа "Детский сад № 43 общеразвивающего вида" представляет логопедический проект "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
Автором-составителем проекта является учитель-логопед ВКК Голунова Оксана Олеговна. В проекте представлен опыт работы учителя-логопеда по использованию инновационныхтехнологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).
Проект включает в себя краткое изложение теоретических основ используемых технологий, диагностический блок и сборники практических упражнений. Проект может быть интересен учителям-логопедам, воспитателям, родителям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тип проекта: по доминирующему методу: практико-ориентированный проект. По числу участников: групповой. По времени проведения: долгосрочный.
Участники проекта: обучающиеся старшей и подготовительной к школе групп, имеющие заключение ТПМПК ГБУ СО ЦППМСП "Ладо" и рекомендации по обучению и воспитанию по общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель проекта: создать условия для коррекции речевых нарушений через использование инновационных технологий на логопедических занятиях.
Задачи проекта:
- мотивировать детей, воспитателей и родителей к совместной деятельности по вопросам коррекции речевых нарушений у детей;
- развивать объем понимания речи и звуко-произносительных возможностей, расширять употребление и понимание лексико-грамматических средств языка, частей речи, значение новых слов и т.д.;
- прививать желание ребенка общаться, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
- развивать мыслительные процессы ребенка: обобщающие понятия, пространственные отношения и т.д.;
- развивать умения выполнять необходимые по возрасту графо-моторные пробы.
Проблема: В виду трудных и однообразных логокоррекционных упражнений дети часто пассивны на занятиях, им требуется постоянная стимуляция, мотивация, смена видов деятельности. Использование инновационных форм в работе учителя-логопеда может помочь детям заниматься коррекцией речи с большим интересом и добиться хороших результатов.
Краткое описание инновационных технологий и методов в работе учителя-логопеда. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие.
Технологии также являются новым способом взаимодействия педагога и ребёнка. Новые стимулы служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Для грамотного использования инновационных технологий в работе в целом, в данном проекте в частности, учитель-логопед повысила свою квалификацию по таким направлениям, как:
- "Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОО", 2016 г.
- "Зондовый массаж. Нетрадиционные методы логопедической коррекции речевых нарушений различной степени сложности", 2017 г.
- "Арт-терапия для детей с нарушениями речи", 2018 г.
Логопедический проект "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" реализуется в течение 2019-20 учебного года, во время специально организованной логокоррекционной деятельности.
Для реализации проекта учителем-логопедом разработано 6 приложений, которые содержат в себе методическое и практическое содержание:
- Приложение № 1 "Сборник раскрасок по лексическим темам".
- Приложение № 2 "Сборник сценариев к логопедическим спектаклям в технике теневой театр".
- Приложение № 3 "Конспекты занятий по логоритмике" и/или презентации к занятиям.
- Приложение № 4 "Сборник логопедических упражнений с методическим комплектом "Чудо-песочница".
- Приложение № 5 "Сборник по развитию связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, через установление аналогий".
- Приложение № 6 "Сборник по закреплению лексических тем на логокоррекционных занятиях с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, через выполнение упражнения "Четвертый лишний".
- Приложение № 8 Дидактическая игра "Поиграем, многое узнаем".
Кроме вышеперечисленных технологий, учитель-логопед продолжает поиск новых технологий так, например, 3-D ручка помогает нам с детьми еще одним способом закрепить букву изучаемого звука, которую потом можно читать, обводить, уносить домой и приносить снова. Или конструктор "Лего". Это изобретение помогает нам много раз строить и разбирать буквы, схемы слогов и слов, играть ими и, даже участвовать в конкурсах.
Инновационные технологии воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.