Панова Ирина Геннадьевна, педагог-психолог, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Одной из важнейших целей государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в том числе право каждого на образование без дискриминации. Реализация данного права требует индивидуального подхода к обучающимся, который включает меры по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе детям, находящимся в особой жизненной ситуации или социально-опасном положении.
ПМПК осуществляет свою деятельность в полном соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082, в котором указано, что ПМПК создаются в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. В настоящее время произошло расширение круга проблем детей и подростков, с которыми их законные представители обращаются в ПМПК. Теперь помимо отклонений в развитии анализаторных систем и опорно-двигательного аппарата, когнитивной, эмоциональной и волевой сферы, ПМПК рассматривает проблемы, связанные с нарушениями поведения. Также среди лиц в возрасте от 0 до 18 лет, обследуемых на ПМПК, есть несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении.
Комплексное обследование специалистами ПМПК (педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, учитель-дефектолог, учитель-логопед) позволяет дать максимально полную картину и разработать рекомендации для психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего.
При оценке состояния такого ребёнка необходимо учитывать следующие параметры: уровень интеллектуального функционирования; критичность несовершеннолетнего в осмыслении социальной ситуации; нарушение волевой регуляции поведения; особенности эмоциональной и личностной сферы; наличие расстройства влечений; снижение адаптивных способностей и другое. В процессе обследования несовершеннолетних необходимо оценивать специфику социальной ситуации развития и ведущей деятельности, соотносить когнитивные функции, особенности личностной и регуляторной сфер, поведения с психологическим возрастом.
Социальная ситуация развития рассматривается специалистами ПМПК через анализ взаимодействия психологических, биологических и социальных факторов.
К психологическим факторам относятся личностные, когнитивные, аффективные и поведенческие особенности подростка. Чаще всего в процессе обследования у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением можно выявить пониженную критичность, стрессовые переживания, негативные чувства по отношению к окружающим, сниженную самооценку, внушаемость, заостренные акцентуированные черты, склонность к негативизму и др.
Среди биологических (клинических) факторов на первый план выступают последствия органического поражения головного мозга, проявления дизонтогенеза различных видов и др. Поведенческие нарушения на фоне тяжелых психических расстройств рассматриваются в совокупности с клинической картиной заболевания.
Особое значение имеют социальные факторы: проблемная, деструктивная семья, асоциальные группы сверстников, подверженность влиянию, сети Интернет, попадание подростком в прошлом в ситуации противоправных действий и т.п.
На сегодняшний день деятельность комиссии включает ряд этапов.
На первом этапе изучаются и анализируются материалы, описывающие социальную ситуацию несовершеннолетнего: данные о семье, педагогические характеристики, психологические заключения, медицинские документы, документы комиссии по делам несовершеннолетних и другие.
На втором этапе проводится комплексное обследование несовершеннолетнего. Результаты оформляются в виде заключения специалистов, в последующем используются при составлении заключения комиссии, обоснования выводов и рекомендаций.
На третьем этапе специалистами комиссии проводится совместный анализ результатов обследования и сопоставление их с материалами, изученными на первом этапе.
На четвертом этапе составляется подробное заключение с рекомендациями по организации специальных условий обучения и воспитания.
На пятом этапе проводится консультация с родителями (законными представителями), разъясняются специальные условия обучения и воспитания, права и обязанности несовершеннолетнего и родителей (законных представителей) в части особенностей реализации образовательной программы.
Последующая практическая работа с несовершеннолетним выстраивается на основе заключения и рекомендаций ПМПК. При обследовании детей с ОВЗ комиссия дает список рекомендаций, связанных с образовательной программой и специальными условиями получения образования. В заключении ПМПК определены специалисты сопровождения образовательного процесса. Курирующим специалистом сопровождения в отношении несовершеннолетних с нарушением поведения может быть социальный педагог, педагог-психолог. В отношении несовершеннолетних с девиантным и делинквентным поведением или находящихся в социально-опасном положении список рекомендаций может быть расширен за счет привлечения ресурсов системы профилактики.