Синицына Светлана Владимировна, педагог-психолог, МАОУ Школа № 7 для ОВЗ, Березники, Пермский край
В условиях модернизации образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе. Система психолого-педагогического сопровождения ограничивается не только рамками решения задач по преодолению трудностей в обучении, и включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
М.Р. Битянова рассматривает сопровождение как определенную идеологию работы, включающую в себя научное психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; оказание помощи детям, испытывающим различные трудности, выявление этих трудностей; создание психологических условий ребенку в процессе всего школьного обучения.
Н.Ю. Синягина и С.Г. Косарецкий в своих научно-исследовательских материалах определили, что качество российского образования не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, а еще и связывается с воспитанием, понятием "качества жизни", раскрывающимся через такие категории, как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность". А специалист службы сопровождения должен не только владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение.
В научной литературе описано, что службой сопровождения на уровне образовательного учреждения является психолого-медико-педагогический консилиум, задачи которого включают:
- выявление и раннюю (с первых дней пребывания ребенка в школе) диагностику отклонений в развитии и\или состояний декомпенсации;
- профилактику физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- подготовку и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Организационно-правовые аспекты деятельности консилиума представлены в федеральных и региональных нормативных документах, в методических рекомендациях некоторых научно-исследовательских учреждений.
Поэтому, опираясь на опыт нашей школы, представим только содержательные аспекты проведения заседаний консилиумов по 5-9-м классам, обучающихся по 1 варианту АООП ОО УО (ИН).
Традиционно консилиумы классифицируются на плановые и внеплановые. Тематика и цели заседания определяют дополнительный список участников из числа педагогов. В основной же состав ШПМПконсилиума у нас входят: 3 заместителя директора (по учебной работе, по воспитательной работе, по профилактической работе), врач педиатр и 8 специалистов (2 учителя-логопеда, 2 учителя-дефектолога, 2 педагога-психолога, инструктор ЛФК, социальный педагог), из которых двое прошли профпереподготовку по сурдо- и тифлопедагогике, и двое – по олигофренопсихологии. Применяем разнообразные формы проведения заседаний.
Плановые консилиумы тематические: "Проблемы адаптации пятиклассников", "Готовность пятиклассников к предметному обучению", "Актуальные проблемы слабоуспевающих обучающихся и детей "группы риска", "Аттестационная готовность выпускников 9-х классов к получению начального профессионального образования", "Динамика развития обучающихся и оценка достижения результатов образования за учебный год". Организация предварительной работы и особенности проведения заседаний представлены в приложении 1 (таблица №1). Они проводятся во второй декаде обозначенного месяца.
Основные цели внеплановых консилиумов можно обозначить следующим образом.
- Оформление коллегиального заключения на городскую ПМПКомиссию для уточнения дальнейшего образовательного маршрута в случаях необходимости: изменения варианта обучения при отрицательной динамики развития и при неусвоении программного материала; перевода ребенка в другую школу на инклюзивное обучение по запросу родителей; устройство ребенка-инвалида в дом-интернат по запросу органов опеки; определение ребенка в спецшколу для несовершеннолетних правонарушителей по запросу ОДН.
- Оформление характеристики на МСЭ при переоформлении инвалидности или ИПРА (за 2 месяца до окончания срока действия данных документов).
- Изменение условий обучения: определение учебной нагрузки в неделю, решение вопроса о дополнительном выходном дне (при наличии медицинской справки, рекомендаций ГПМПК\МСЭ и по согласованию с родителями), смене трудового профиля, переводе в другой детский коллектив.
- Адаптация вновьприбывших обучающихся.
Консилиум в нашей школе представляет собой самодостаточное, хорошо структурированное "действо". Организованная представленным образом его работа значительно полезнее и эффективна, так как она позволяет не только решить выявленные психолого-педагогические и социальные проблемы, но и сплотить учительский коллектив, превратить его в команду профессионалов-единомышленников.