Актуальные проблемы организации коррекционной работы в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шубина Наталья Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит

Модернизация российского образования внесла значительные изменения в его нормативно-правовое обеспечение, в том числе и в образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ ставит перед образовательными организациями задачу разработки адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) в соответствии с требованиями Стандарта и возможностями каждой образовательной организации создать все необходимые условия для заданного уровня качества образования детей с ОВЗ.

В соответствии с действующим федеральным "Законом об образовании в РФ", дети с ОВЗ могут обучаться «как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность", но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия. Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе понимаются "…условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий…". Значительную часть обучающихся с ОВЗ составляют дети с тяжелыми нарушениями речи.

В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя. Как показывают исследования ученых (Л.Н. Выготский, В.И. Лубовский, С.В. Петрушин, Н.М. Назарова, И.Г. Еременко, Н. М. Барская, В.А. Пермякова, В.Г. Петрова, И.А. Грошенков, Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, С.Л. Мирский, П.Г. Тишин, В.В. Эк, А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов и др.) и анализ педагогической практики, учащиеся с ОВЗ имеют низкую степень самостоятельности.

Обучающиеся с ОВЗ нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей, которые определяются:

  • потребностью в обучении различным формам вербальной и невербальной коммуникации (обогащение словарного запаса, умение задать вопрос, построить правильный ответ, составить рассказ, эмоционально окрасить речевое высказывание и т.д.);
  • потребностью в формировании навыков чтения и письма (понимание прочитанного, анализ текста, оформление письменный работ);
  • особым индивидуально-дифференцированным подходом к формированию образовательных умений и навыков и др.;
  • потребностью в формировании навыков чтения и письма;

Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи. Потребность в адаптации к освоению адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации.

Согласно требованиям Стандарта, результаты освоения программ коррекционных курсов относятся к предметным результатам и определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ОВЗ. Вопрос о том, как оценить результаты коррекционных курсов является актуальным и дискуссионным до настоящего времени. В ходе опытно-экспериментальной работы, нами была предпринята попытка разработать речевую карту обследования младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, которая позволит дать оценку динамики развития ребенка, зафиксировать эффективность освоения учебного материала в соответствии с программой коррекционных курсов.

Главной целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ОВЗ. В результате освоения программного содержания коррекционного курса «Речь и альтернативная коммуникация» у ребенка формируются и совершенствуются:

  • различные виды устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развитие познавательной деятельности;
  • формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
  • практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений и др.

Таким образом, первичная, промежуточная и итоговая диагностика речевого развития ребенка позволяет оценить динамику достижений ребёнка по годам обучения на ступени начального общего образования.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск