Возможности использования оборудования сенсорной комнаты для развития пространственной ориентировки обучающихся с умственной отсталостью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Стенина Елена Николаевна, учитель, педагог-психолог, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 5", Екатеринбург

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. В зависимости от задач и используемых методик сенсорная комната может наполняться различными тренажёрами, модулями, интерактивным и светодиодным оборудованием и т. д.

В школе, реализующей, в соответствии с ФГОС, основные адаптированные общеобразовательные программы, сенсорная комната предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Одним из разделов программы является «Восприятие пространства». Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окружающем мире.

Для занятий на развитие пространственной ориентировки обучающихся с умственной отсталостью используется следующее оборудование:

  • «Сухой бассейн» – «ёмкость» с мягкими толстыми стенками, наполненный пластмассовыми шариками основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный);
  • Набор модулей – напольный конструктор из крупных мягких модулей, позволяет конструировать различные постройки;
  • «Разноцветная гроза-И» – декоративный световой модуль на базе оптического волокна. Основа выполнена в виде тучки, из которой струятся оптические волокна, переливающиеся разными цветами;
  • «Сухой душ» – подвесной небольшой обруч, с прикреплёнными к нему разноцветными шёлковыми лентами;
  • «Дорожки следов» – коврики со «следами» рук, ног;
  • «Пузырьковая колонна» – пластиковая колонна, заполненная водой с пузырьками воздуха и разноцветными пластмассовыми рыбками.

Упражнения и задания в «сухом бассейне»

«Не ошибись». Ребёнок лежит в сухом бассейне «Подними правую (левую) руку. Сожми в кулак правую (левую) руку. Опусти руку. Разожми кулак».

«Спрячь меня». Один ребёнок ложится в бассейн, а другой по инструкции педагога (или другого ребёнка) засыпает шариками правую (левую) руку (ногу). Или засыпает полностью (кроме лица), а второй ребёнок «выкапывается» по инструкции педагога или первого ребёнка.

«Найди игрушку». В сухом бассейне прячется резиновая игрушка или мячик.

Задание: «Найти игрушку и сказать в каком углу бассейна (правый-левый, дальний-ближний)». При занятии с двумя детьми один ребёнок отворачивается, а другой прячет игрушку (мячик) по схеме. Другой ребёнок ищет игрушку по этой же схеме. Варианты: ребёнок сам отмечает на схеме место, где спрятана игрушка, а другой – ищет по этой же схеме; или ребёнок не показывает схему другому, а только говорит где спрятана игрушка (посередине; в правом-левом ближнем-дальнем углу; в ближнем углу, слева синий, справа красный).

«Заполни обручи». На небольшом расстоянии от сухого бассейна кладут два обруча друг за другом. Заполни шариками синего цвета обруч, который ближе к тебе и шариками жёлтого цвета обруч, который дальше от тебя.

«Назови цвет». Ставятся две ёмкости (можно использовать пластмассовые тазы разных цветов): справа и слева. «В правый тазик собери синие шарики, а в левый красные» (усложнение: цвет тазиков не совпадает с цветом шариков, которые нужно собрать).

Упражнения с модулем «Разноцветная гроза-И»

Ребёнок, стоя под тучкой (душем), выполняет инструкции педагога: повороты направо, налево; повороты с разведёнными в стороны руками; наклоны вперёд назад, вправо, влево и др. (Встань под «тучку», вытяни в сторону правую руку, теперь левую, повернись направо. Собери разноцветный дождик двумя руками, прижми к себе, отпусти, а теперь только одной правой рукой, отпусти, левой рукой и т. д.)

Упражнения с использованием «сухого душа»

Ребёнок встаёт под сухой «душ» (желательно в футболке) и вытягивает руки в стороны и поворачивается вправо или влево по инструкции педагога, с помощью тактильных ощущений закрепляется пространственное представление. Варианты: ребёнок встаёт в центр под «душ», педагог крутит душ вправо (влево), ребёнок проговаривает «вправо» - «влево»; двое детей встают с противоположных сторон «душа», держатся за ленточки и идут по кругу вправо (влево).

Использование «дорожек следов»

Обучающиеся, передвигаясь по таким дорожкам, определяют верное расположение в пространстве рук и ног (правой-левой).

Использование «Мягких модулей»

С помощью педагога дети строят лабиринт из мягких модулей, затем проходят по нему и оречевляют направление движения («Иду вперёд, поворачиваю направо-налево» и т. д.)

Использование «Пузырьковая колонна»

Дети называют расположение рыбок «вверху-внизу». Рыбка плывёт вверх (вниз).

Все представленные упражнения и задания, выполняемые с использованием оборудования сенсорной комнаты, позволяют умственно-отсталому обучающемуся почувствовать собственное тело и формируют умения: ориентироваться в схеме собственного тела; определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве; моделировать пространственное расположение предметов; двигаться в заданном направлении и изменять его.

Эти умения необходимы для успешной адаптации обучающихся и осуществления ими различных видов деятельности.