Воспитание бережного отношения к природе у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста посредством произведений Г.А. Скребицкого

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дьячкова Лариса Юрьевна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 1", Нижний Тагил

Важнейшая задача экологического воспитания – сформировать у детей реальные знания о её объектах и явлениях, воспитать у ребёнка способность видеть красоту родной природы, всё это ведёт к бережному и заботливому отношению к природе вообще.

Дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Одной из задач обучения и воспитания заключается в том, чтобы дети не просто изучали природу, но и видели её красоту, старались сохранить её и приумножить. Отношение детей к природе напрямую зависит от экологического воспитания. Задачи, которые стоят перед педагогами: воспитание бережного отношения к природе, освоение детьми навыков ухода за растениями, усвоение правил поведения на природе. Современное образование помимо теоретических знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы. Разные методы используются для воспитания любви и бережного отношения к природе: беседы, наблюдения, экскурсии.

Детская литература выступает как средство нравственного формирования личности, позволяет удовлетворить детскую любознательность, воспитывает любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Детская природоведческая литература является важным звеном в системе экологического образования и воспитания, так как формирует начальные экологические знания о природе и её законах; учит детей видеть и чувствовать красоту природы; воспитывает в детях внутреннее желание хранить и беречь природу. Писатели часто открыто обращаются к юному читателю, призывая его бережно относиться к природе. Но сила литературы не в призывах. Любовь к природе начинается с живого интереса к ней, и задача писателя-натуралиста - пробудить этот интерес средствами литературы. Многие писатели-природоведы писали для детей о природе: В.Бианки, Е. Чарушин, Н. Сладков, Е. Пермяк и другие. Особую ценность и значимость в воспитании у обучающихся с интеллектуальными нарушениями бережного отношения к природе играет творчество Г.А. Скребицкого. Этот автор главную задачу своего творчества определил так: «Пусть они – мои совсем ещё юные читатели – узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных; пусть попробуют внимательно понаблюдать за ними, полюбят их, а через них научатся понимать и любить и всю нашу сказочно богатую родную природу». Особой популярностью среди ребят пользуются произведения автора: «Барсучонок», «Весенняя песня», «Рассказы охотника», «Домик на берёзе». Писатель верил в исцеляющую силу природы и стремился приобщить к ней своего маленького читателя. Автор изображает природу очень достоверно, но в то же время и поэтично. Г.А. Скребицкий бал одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.

Рассказы и повести писателя могут эффективно использоваться в обучении детей на уроках внеклассного чтения, живого мира, изобразительного искусства, а также на занятиях по внеурочной деятельности. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек является частью природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней.

Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Без приближения детей к природе и широкого использования её в образовательной работе начальной школы, нельзя решать задачи всестороннего развития детей. Ребята должны обязательно участвовать в сохранении окружающей среды, беречь и приумножать природу. Как это сделать, расскажут книги о природе: художественные, научно-популярные.