Занимательный материал на уроках математики для детей с ОВЗ как одно из условий достижения качественного образования по предмету

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Семёнова Наталья Борисовна, учитель математики, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест

Всё чаще на страницах массовой информации и социальных сетях обсуждается вопрос о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку предложенная организация учебного процесса не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития обучающихся.

 Согласно концепции Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования не достаточно, чтобы ученик овладел полученной информацией. Так как важен не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность самостоятельной умственной деятельности. Особенно эта проблема крайне актуальна для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всем хорошо известно, что большое увеличение умственной нагрузки на детей происходит на уроках математики, что заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес ученика к изучаемому материалу и его активность на протяжении всего урока? В связи с этим ведутся поиски эффективных методов обучения и приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. И если поиск новых методов обучения так остро обсуждается среди педагогов, преподающих в школах массового типа, где в большинстве своем обучаются вполне здоровые дети, то, что говорить о нас, работающих с учениками, имеющими ограниченные возможности здоровья? Ведь развитие математических знаний у детей, испытывающих проблемы в обучении, имеет исключительно практическую важность, поскольку ребенку, а впоследствии и взрослому человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Ни для кого не секрет, что у ребенка, овладевшего математическими представлениями и понятиями, быстрее и успешнее происходит социализация.

 Математические знания у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. На первый план выступает слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических заданий. У таких детей страдают процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления (ЛС Выготский, Л.В Занков, Ж И.Шиф и др).

 Уровень сформированности математических представлений у детей нашей коррекционной школы различен. Есть дети, у которых он находится на достаточном уровне, есть дети с низким уровнем развития математических способностей. И каждого ребенка мы должны воспринимать, как человека с определенным, присущим только ему одному жизненным потенциалом и принимать таким, какой он есть. Проводя коррекционную работу, применяя индивидуальный подход к данной категории детей для получения результата, я, как коррекционный педагог, стараюсь вызвать как можно больший интерес к различной деятельности. И, в конце концов, убедилась в том, что с детьми, имеющими задержку психического развития, нужно чаще применять не строгость, а ласку, уместную шутку, игровую ситуацию, не повышая голоса, но в тоже время и не допуская монотонности.

 На математических занятиях нужно стремиться уважать незнание и непонимание ребенка, и искать их причины, а не требовать безоговорочного исполнения заданий. Ведь знания, которые усвоенные без интереса и не окрашенные положительными эмоциями, не становятся полезными.

 Ребенку с ограниченными возможностями здоровья на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, потребности. Из опыта работы можно с уверенностью говорить о том, что занимательный материал на уроках математики влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольность внимания, произвольную память.

 Применяемый занимательный материал на уроках математики в коррекционной школе оказывает влияние на развитие речи, требует от ребенка определенного уровня речевого развития. Ведь если ребенок не может высказать свои пожелания, мысли, не может понять словесную инструкцию, он не сможет выполнить задание.

 Через занимательный арифметический материал идет развитие личностных качеств ребенка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в обществе. В процессе использования разного вида занимательного математического материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость. Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на уроках и коррекционных занятиях, воспитывается интерес к предмету, компенсируются дефекты развития.

 Так например при работе с детьми среднего звена и старших классах успех обучения во многом зависит от построения и организации урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и ему это нравилось, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. А так как учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, то и задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Конечно, приоритетной задачей школы является сообщение определённой суммы знаний обучающимся, но огромное значение имеет и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, которые впоследствии можно будет применять в своей практической деятельности.