Здоровьесберегающая среда на уроках технологии для детей с ОВЗ - приоритетное направление в современном образовании

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ожиганова Елена Фаатовна, учитель, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест

Сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны.

В юности мы мало думаем о том, как сохранить своё здоровье. Все вредности нам кажутся безвредными, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы развеять некоторые детские убеждения, связанные с питанием, его режимом, стрессами, сном, убедить в необходимости следить за осанкой своего тела, воспитать привычку к чистоте, сознательному выполнению санитарно – гигиенических правил.

К технологиям здоровьесберегающей направленности относятся технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проектной деятельности, дифференцированного и обучения в сотрудничестве, игровые технологии, коррекционно-развивающие технологии, использование технических средств обучения и выполняются как минимум четыре требования: учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; учить ребёнка самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений; обучение его средствам психологической защиты; недопущение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала и практической деятельности.

Внешние признаки усталости ученика - это частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые подглядывания на часы в ожидании конца урока. Исключить развитие утомления невозможно, но используя здоровьесбережения, поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.

В мастерских учебный процесс построен так, теория и практика сменяют друг друга, что даёт наиболее продуктивно усваивать материал, дольше сохранять работоспособность, отдыхать и восстанавливаться. Для создания положительного эмоционального настроя, применяю музыкальное сопровождение, разрешаю умеренный двигательный режим детей в кабинете.

Большое влияние на работоспособность оказывают организация, условия труда и благоприятная атмосфера в кабинете: прохождение инструктажей по соблюдению правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, учёт времени трудоспособности и утомляемости обучающихся; мастерская соответствует современным требованиям санитарных норм и правил. Положительный эмоциональный настрой детей, через рисование на полях тетради рисунков символизирующих предстоящую работу, что позволяет детям освоить способы самооздоровления. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающихся с ОВЗ и опрос тех, которые желают отвечать. Эти методы помогают ребёнку понять и осознать, что у него, как у любого человека, всегда есть право выбора. В каждый урок включаю работу с телом, с душой и разумом детей.

Провожу физкультминутки направленные на активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности обучающихся с ОВЗ. Выделила правила для проведения физкультминуток: упражнения подбираю в зависимости от вида урока, его содержания и провожу на начальном этапе утомления, при сильном утомлении нет результата, предпочтение отдаётся упражнениям для утомлённых групп мышц. Использую пальчиковую гимнастику: гимнастика с учебными предметами, чередование различных позиций ("стол", "заяц", "кулак", "ребро", "ладонь" и т.д.). Нейропсихологическая коррекция: растяжки (нормализация тонуса мышц, формирование умения его контролировать); массаж и самомассаж: "мытье головы", "движение тела и пальцев", "лучинка"; упражнения для релаксации: дыхательные упражнения; упражнения по визуализации и т.д.

Провожу беседы о здоровье, рассказываю, что даже в простых процессах приготовления пищи, шитье – нет мелочей. Именно ведение домашнего хозяйства формируют здоровый образ жизни каждого члена семьи.

При выполнении практических работ приучаю детей вырабатывать плавные движения, работать двумя руками, организовывать рабочее место, чтобы не совершать лишних, добавочных движений, вырабатывать рациональные рабочие приёмы выполнения операций.

Участвуя в практических занятиях, обучающиеся с ОВЗ получают дополнительную физическую нагрузку. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костномышечный аппарат, который способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость.

На уроке, приступая к новой работе, обучающиеся с ОВЗ волнуются, пальцы рук делаются непослушными, движения неловкими, суетливыми и хаотичными. По мере систематического повторения упражнений, процесс возбуждения концентрируется в ограниченной группе мышц, непосредственно отвечающих за выполнение данного упражнения, и движения становятся более чёткими, свободными.

Здоровье ребёнка в норме, если: в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, обучающийся с ОВЗ умеет преодолевать усталость. В социальном плане - обучающийся с ОВЗ коммуникабелен, общителен. В эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться. В интеллектуальном плане - обучающийся с ОВЗ старается проявить хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, активность, стремится к самообучаемости. В нравственном плане - обучающийся с ОВЗ признаёт основные общечеловеческие ценности.

 Преподавание технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.