Токарева Марина Олеговна, педагог дополнительного образования, ГБУ СО "ЦППМСП "Ресурс", Екатеринбург
В настоящее время применение разнообразных нестандартных техник рисования приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Это связано с тем, что данные техники помогают определить и выразить аффективное отношение ребёнка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми.
Дети с ОВЗ наиболее остро нуждаются в реабилитационной работе с использованием коррекционно-развивающих методик, т.к. имеют следующие нарушения развития:
- психофизиологические (психосоматические нарушения, отставание в психическом развитии, задержка в формировании восприятия, затруднение в процессе развития мелкой моторики рук, у таких детей медленнее, чем у других детей, происходит усвоение общеобразовательной программы);
- психологические (недостаточность коммуникативных функций, снижение активности мышления, эмоциональная не устойчивость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха.);
- социокультурные (заторможенность развития эстетических способностей, отсутствие общего и художественного кругозора).
Все вышеперечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ требуют внедрение практических занятий изобразительной деятельности. Занятие изобразительной деятельностью является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка, наблюдается развитие воображения, художественного мышления и памяти детей.
Чаще всего у детей с ОВЗ наблюдается несформированность графических навыков и умений, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Одной из эффективных форм самовыражения является нетрадиционная техника рисования "Эбру". Данная техника рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Эбру - искусство рисования на воде, при котором изображение, созданное красками на поверхности воды, переносится на основу - бумагу, ткань, твёрдую поверхность. Чтобы работать и практиковать данную технику, необходимо подготовить следующий материалы: вода с загустителем, краски, ёмкость, кисти, гребни, шило или спицы, бумага.
Этапы работы.
- Оформление фона. Для этого на кисточку или кончик палочки следует набрать краску и, слегка касаясь поверхности воды, поставить там несколько точек, либо тихонько стряхнуть краску или сбрызнуть на жидкость с высоты 5–6 см от поверхности. Для фона можно использовать 2–3 цвета. С помощью заострённой палочки краску следует перемешать в произвольном направлении.
- Основной рисунок. Необходимо придумать и изобразить какие-то образы. Это могут быть цветы, деревья, птицы с красивыми хвостами, сердечки, бабочки и пр. Тематика здесь ограничена только детской фантазией (кроме случаев, когда педагог предлагает ребятам определённую тему, например, «Цветочная полянка»). Педагогу следует познакомить обучающихся с конкретными видами рисования в технике Эбру. Например, создания образов из концентрических окружностей (легко и эффектно можно нарисовать цветы, крылья бабочки, панцирь черепашки и многое другое).
- Перенесение рисунка на поверхность. Лист бумаги нужно аккуратно положить на жидкую поверхность и осторожно провести по нему палочкой, чтобы изображение отпечаталось. Край бумаги поддевается палочкой, и рисунок вынимается из воды. Работа должна высохнуть.
В зависимости от цели реабилитационных работ, возможно проведение как индивидуальных, так и групповых занятий. Применяя данную технику для обучающихся, были отмечены следующие результаты:
- при наблюдении за расплывающимися разноцветными пятнами и плавным изгибами линий на поверхности воды у ребят создаёт седативный эффект, что способствует снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения;
- возможность создавать чёткие формы, картины по предварительному замыслу предполагает развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности;
- возможность экспериментирования (смешивание краски, использование разных инструментов, перенос на разные поверхности готового рисунка), способствуют развитию ориентировочно-исследовательской деятельности;
- при непосредственном контакте пальцев рук с водой и листом дети познают их свойства (густоту, твердость, вязкость), происходит развитие тактильной чувствительности;
- при групповых занятиях наблюдается развитие навыков коммуникации, группового взаимодействия, развитие познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться повышение уровня мотивации к творчеству. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных выше процессов, функций и навыков у детей. Для демонстрации значимости и самореализации обучающихся, финалом проведённых занятий может стать организация выставки работ в технике "Эбру".