Болотова Яна Юрьевна, учитель, ГКОУ СО "Верхнесинячихинская школа-интернат", Верхняя Синячиха
На сегодняшний день одной из основных задач обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью является социальная адаптация. Трудовая деятельность позволяет включить обучающихся в процессы, способствующие формированию навыков, необходимых в дальнейшей жизни вне школы, и, следовательно, помогает процессу адаптации.
Существенный вклад в создание системы трудовой подготовки обучающихся специальных образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью внесли отечественные педагоги Г.М. Дульнев, С.М. Мирский, М.И. Кузмицкая и др. Вопросы совершенствования методики профессионально-трудового обучения умственно отсталых обучающихся освещались в работах таких ученых как А.А. Гнатюк, В.В. Коркунов и др.
В работах А.Р. Маллер, Н.Б. Лурье, Л.М. Шипицыной и других исследователей раскрывается методика формирования у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыков самообслуживания, элементарных трудовых и социальных умений.
Дети с умеренной умственной отсталостью имеют большие интеллектуальные и адаптивные нарушения, чем дети с легкой умственной отсталостью. Для них характерно конкретное, непоследовательное, тугоподвижное мышление, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий. Речь детей с умеренной умственной отсталостью сопровождается дефектами, словарный запас беден, обычно ограничен бытовой лексикой. У большинства детей нарушено внимание: оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабое активное внимание препятствует достижению любой поставленной цели. Им необходим постоянный контроль и побуждение к деятельности.
У детей с умеренной умственной отсталостью неплохо развита механическая память и способность к произвольному подражанию, что позволяет им присваивать способы деятельности. Замедленность, недифференцированность восприятия оказывает негативное влияние на умение ориентироваться в задании, определять последовательность действий. Отсутствие согласованности между практической и речевой деятельностью оказывает отрицательное влияние на выполнение заданий по образцу, рисунку, инструкции. Обучающиеся выполняют задания без всякого плана и производят неадекватные действия и операции.
Низкий уровень самоконтроля не позволяет обучающимся данной категории замечать неточности, допускаемые ими в процессе трудовой деятельности, сравнивать результат своего труда с образцом.
При специально организованном обучении у обучающихся с умеренной умственной отсталостью могут быть сформированы автоматизированные навыки несложных трудовых операций и в этом значимую помощь оказывают предметные карты, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление обучающихся.
Использование предметной карты на уроках ремесла помогает обучающимся устанавливать логическую последовательность выполнения работы. Предметные карты оказывают значительную помощь при практическом выполнении задания: отбирать необходимые инструменты и приспособления, пользоваться рациональными приемами труда, применять в работе технику безопасности, осуществлять поэтапный контроль выполнения работ. Предметные карты могут состоять из образцов объекта работы, доведенных до разной степени готовности. Они отражают результаты последовательного выполнения отдельных приемов труда. Во многих случаях применяются комбинированные карты, которые содержат таблички с текстом и предметные образы. Такие карты дают возможность выполнить большее число вариантов упражнений в процессе составления плана работы. Составление плана работы по предметной карте, положительно сказывается на развитии речи у обучающихся (на полноте и последовательности изложения, на обогащении словаря). Использование карты способствует успешному выполнения задания, что создает у обучающихся положительный эмоциональный настрой, заинтересованность в работе, повышает веру в свои силы. Применение предметных карт на уроках ремесла способствуют развитию готовности работать обучающимся с подобного рода инструкциями не только на уроках ремесла, но и на уроках социально-бытовой ориентировки, хозяйственно-бытового труда. Они дают возможность учителю четко организовать урок, облегчают объяснения задания, делают доступным инструкцию и показ способов выполнения отдельных приемов.
Таким образом, применение предметных карт в обучении детей с умеренной умственной отсталостью развивают ориентировочные и планирующие умения, способствуют применению знаний и способов деятельности в жизненных условиях.
Литература
- Баряева, Л.Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Электронный ресурс] / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, А.И. Зарин, С.В. Комарова, Е.Т. Логинова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 20012. – 184 с. – (Коррекционная педагогика). Режим доступа:http://bibioclub.ru
- Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Электронный ресурс] / И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова, А.М. Царев, С.В. Андреева, С.Н. Бахарева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 20012. – 240 с. – (Коррекционная педагогика). Режим доступа: http://bibioclub.ru/
- Дульнев, Г.М. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе / Под ред. Г.М. Дульнева – М.: Просвещение, 1992. – 352 с.
- Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
- Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта/ Л.М.Шипицына. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб. Речь, 2005. – 477 с.