Баданина Елена Сергеевна, учитель, Казанцева Татьяна Викторовна, учитель, Прозорова Татьяна Ивановна, учитель, Прозорова Галина Николаевна, учитель, ГБПОУ СО "КГТТ" СП "школа-интернат, реализующая АООП", Камышлов
Цель методической рекомендации - оказание помощи педагогическому и родительскому сообществу, воспитывающему детей с РАС.
Игровая деятельность аутичного ребенка является ведущей деятельностью в образовательном процессе. Используя игры для занятий с аутичным ребенком, следует помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись по вкусу вашему обучающемуся.
Предлагаем варианты игры для аутичного обучающегося:
- стереотипная игра ребенка – основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля;
- сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком;
- терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;
- психодрама - способ борьбы со страхами и избавления от них;
- совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.
- игры на развитие мелкой моторики.
Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия с детьми, занятия в небольших группах (2 ребенка). Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
Игры вводятся в занятия в определенной последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребенком основывается на его стереотипной игре.
Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование и игры на развитие мелкой моторики. В дальнейшем на разных занятиях используются все виды игр попеременно. При этом выбор игры часто зависит не только от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр
Игры на развитие мелкой моторики детей РАС
Игры обеспечивают развитие зрительно-моторных функций и координации мелкомоторных движений. Также они помогают выработке полезных умений и навыков, способствуют овладению мыслительными операциями и активизируют речевое развитие. Выбор материалов, применяемый в подобных играх, позволяет выбрать наиболее привлекательные для ребенка с тем, чтобы опереться на его излюбленные сенсорные впечатления и посредством реализации принципов эмоционально-смыслового подхода перевести его игру с автономного манипулирования предметами на качественно новый сюжетный уровень. Желая получить ощутимый результат, мы должны зорко следить за тем, чтобы наша игра с ребенком-аутистом не оказалась бессмысленной.
Организация эффективной игры на развитие мелкой моторики с детьми РАС
В отличие от других ребят, самостоятельно вырабатывать смыслы происходящего вокруг и своих действий детям РАС сложно. Именно в этом мы будем активно им помогать в ходе игры – выстраивая, формируя и удерживая связь между привлекательным сенсорным материалом, игровыми действиями и опытом ребенка. Формирование смысла происходящего, обеспечение связи игрового материала и действий ребенка с его текущим и прежним опытом — станет для нас главной задачей. Определимся со средствами. Наиболее эффективно решать задачи на формирование смысла позволяет смысловой комментарий. Следовательно, смысловой комментарий станет главным средством нашей помощи ребенку в игре на развитие мелкой моторики. Игра на развитие мелкой моторики потребует от ребенка максимальной мобилизации зрительно-моторных функций. Чтобы не мешать, визуальные и тактильные варианты (жесты, мимика, прикосновения) сведем к достаточному минимуму, прибегая к ним в случае крайней необходимости. Остаются аудиальные варианты. Слушать нас ребенок сможет без потери качества выполняемых действий. К тому же наша речь и передаваемые в ней смысловые комментарии будут максимально ему помогать. Соответственно, когда одних смысловых комментариев окажется недостаточно, будем усиливать помощь посредством интонирования, эмоционального окрашивания своей речи. То есть станем подключать к смысловым комментариям аудиальные варианты эмоционального тонизирования ребенка. Осталось определиться с игровым материалом. Что касается выбора материалов, то их арсенал, традиционно задействованный в развитии мелкой моторики, одинаково хорошо подходит всем – и обычным, и особенным детям. Для игры подойдет практически все, что помещается в ладонь ребенка и предполагает, допускает манипуляцию пальцами (можно брать, перекладывать, мять, тянуть, рвать и т.п.). Предлагаем наиболее распространенные варианты материалов, применяемых в играх на развитие мелкой моторики.
Липучки и мозаика привлекают детей не только яркими красками, но и разнообразием сенсорных впечатлений от звуковых и тактильных ощущений. Что на фоне такой игры легко можно перейти к совместному действию в рамках одного события. Протягиваем к ребенку ладошку, и предлагаем поиграть в эту удивительную игру, просим дать детальку. Протяните подходящую в данный момент деталь, предложите взять эту, чтоб было красиво.
Пластилин, солёное тесто. Для развития мелкой моторики замечательно подходит лепка. Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.
В заключение хочется призвать взрослых больше доверять своим детям. Не торопитесь делать что-то за них или активно помогать в выполнении тех или иных действий. Если у ребенка что-то не получается, остановитесь и подумайте. Верно ли выбран материал, хорошо ли объяснено задание? С целью развития мелкой моторики желательно предлагать такие материалы и игровые задания, с которыми ребенок справится самостоятельно или с небольшой помощью. Взрослый может показать, присоединиться, немного помочь, чуть-чуть поправить, но не более. Помните, что ваша задача сейчас не помочь сделать, не научить, а качественно прокомментировать, связав все, с чем сталкивается и что делает ребенок с его переживаниями, впечатлениями, опытом.