Котельникова Людмила Вадимовна, учитель, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 5, Екатеринбург
Часто можно услышать от учителей, что обучающиеся на уроках пассивны, их трудно заинтересовать. Как удержать неустойчивое внимание обучающихся с умственной отсталостью на уроке? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?
Психофизическое развитие обучающихся с умственной отсталостью характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. Отмечается очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, быстрая утомляемость, характерна частая смена настроения, как правило, отсутствует мотивация к учебной деятельности. У обучающихся с умственной отсталостью имеются своеобразные отклонения в развитии познавательной сферы, которые характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью запаса знаний и представлений, низкой интеллектуальной активностью. Все это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают умственно отсталые обучающиеся в овладении элементарными вычислительными навыками, и особенно в овладении умением решать арифметические задачи.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Для овладения математикой, как учебным предметом, необходима способность к восприятию математического материала, способность к обобщению математических объектов, отношений, действий, способность к математическому рассуждению. Именно эти способности чрезвычайно слабо развиты у обучающихся с умственной отсталостью. Формирование математических понятий, выработка умений и навыков требуют разнообразия видов как умственной, так и практической деятельности обучающихся.
Наблюдения показывают, что имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью узость и слабая активность восприятия создают определённые трудности в понимании математического задания. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение материала (слабо развита опосредствованная смысловая память). Характеризуя умственно отсталых детей, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность обучающихся. Обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление и желание понять предлагаемый материал. Для этого применяются нетрадиционные формы проведения уроков.
В практике работы учителей наиболее часто применяются сюжетные уроки: урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-КВН, урок-соревнование, урок-викторина, урок-праздник и т.д.
Каждый из этих уроков имеет свои особенности. Они строятся на совместной деятельности педагога и обучающихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов решения поставленной на уроке задачи.
При организации сюжетного урока необходимо соблюдать ряд условий:
- Необходимо спланировать работу так, чтобы игровой сюжет проходил через весь урок.
- Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития.
- Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
- Игра в учебном процессе должна иметь цель обучения, учебно-познавательную направленность и педагогический результат, а игровые приемы и предлагаемые ситуации стимулировать обучающихся к учебной деятельности.
- При организации учебной деятельности на уроке не нарушать целостность сюжета урока.
- Во время урока необходимо включение всех обучающихся класса в активную познавательную деятельность.
Урок-КВН проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов. Учитель - жюри. Вопросы и задания по содержанию должны носить познавательный, обучающий, по возможности проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Урок-путешествие проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Обучающимся предлагается карта путешествия. Экскурсоводом может быть учитель.
Урок-игра может быть проведён в форме игр "Что? Где? Когда?", "Умники и умницы" и др. Учебная задача данных уроков - обобщение и систематизация знаний.
На уроке-сказке изучение нового материала или закрепление изученного облачено в форму сказочного повествования. Выбирается сюжет сказки, знакомой для обучающихся. Создается проблемная ситуация. В сюжет урока могут быть включены: необычная ситуация, загадка, появление героя сказки. Далее следует развитие сюжета, где обучающимся предстоит преодолеть трудности, чтобы помочь героям сказки и т.д. Во время урока обучающиеся незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по изученному материалу, выполняют практические задания, находят решение проблемной ситуации.
В процессе проведения сюжетных уроков используется игровая атрибутика, связанная с сюжетной линией (карта путешествия, изображение персонажей, демонстрационные пособия, индивидуальный раздаточный материал игрового характера); включаются в сюжет дидактические игры.
Задачи, арифметические и геометрические задания в учебнике необходимо связывать с сюжетом урока. Текст задач можно дополнять, преобразовывать, сохранив при этом тип задачи. Возможно включение в урок занимательных заданий не математического характера – это загадки, пословицы, поговорки и т.д., заданий на смекалку.
Хорошо продуманные и четко организованные учителем сюжетные уроки проходят интересно, несут в себе большой, эмоциональный заряд. Обучающиеся активно включаются в урок. Сюжетные уроки способствуют привлечению внимания к учебному материалу, развитию познавательного интереса, повышению активности обучающихся на уроке и снятию усталости.