Особенности сенсорного развития и формирования сенсорных эталонов у обучающихся с ментальными нарушениями

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кузнецова Елена Викторовна, учитель, КГТТ школа-интернат, Камышлов

Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Задачи познавательного развития по ФГОС предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей, основой которого является сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Сенсорное развитие (от лат. "sensus" – чувство, ощущение)- это чувственное восприятие мира, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития , упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти . 

В процессе обучения ребенок овладевает своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами.

Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации. Нарушения зрительной сферы обычно проявляются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа

Основу сенсорной среды составляют специальные средства, средства сенсорного развития – это предметы или их совокупность способствующие развитию сенсорного восприятия окружающего мира.

К средствам сенсорного развития относятся: предметная среда (мебель, вещи, игрушки, мягкие модули, музыка, свет, запахи); объекты живой и неживой природы (камни, песок, ракушки, растения и т.д.); дидактические игры по сенсорному воспитанию; наборы для творчества; средства обеспечивающие движения крупные и мелкие; предметы быта и специальные предметы (гладильная доска, грабли и т.д.)

Но эти средства необходимо правильно использовать, поэтому в психолого-педагогической литературе описаны специальные методы и приемы сенсорного развития.

К методам и приемам сенсорного развития можно отнести практические методы обучения, которые используются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.

На уроках швейного дела совместно с детьми 2 группы и воспитателем изготовили массажный коврик по сказке "Цветик-семицветик". В работе мы использовали крупу (горох, гречку, рис), косточки (слива, персик, абрикос), деревянные палочки. Основа коврика - флис, также использовался шелк, синтепон, фланель.

Идея была такая – привлечь детей к выполнению физических упражнений на профилактику плоскостопия, укрепления опорно – двигательного аппарата и др. При выполнении задания дети вовлечены в процесс рассказывания сказки проговаривают слова, загадывают желание, выполняют упражнения. Все это создает благоприятный эмоциональный фон, снимается напряжение, улучшается настроение, еще происходит сплочение группы, если помогают друг другу.

См. Приложение.

Также с обучающимися 7-9 классов изготовили бизиборд для малышей. Бизиборд – это поверхность, к которой прикрепляют массу всевозможных предметов, преимущественно с примитивной механикой для тренировки мелкой моторики и наглядно образного мышления. Стандартного набора деталей для бизиборда не существует и существовать не может, поскольку всё зависит от пожеланий педагогов, но всё-таки основными элементами служат: предметы швейной фурнитуры; всевозможные запирающие устройства; электроустановочные устройства; счётный материал; детали конструкций приводных цепей; бытовые и измерительные приборы и другое.

Опыт вовлечения старшеклассников в полезную деятельность (разработка и изготовление учебных пособий) оказывает большое значение в формировании положительной мотивации на уроках швейного дела.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.doc)Приложение.doc1487 Кб