Применение современных образовательных технологий в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Устюгова Елена Викторовна, учитель, ГКОУ СО "Верхнесинячихинская школа-интернат", Верхняя Синячиха 

Каждый день в своей повседневной жизни мы сталкиваемся с проблемой выбора, задумайтесь, сколько раз в день, нам необходимо принять какое-либо решение, причем не просто решение, а правильное решение, совершить правильное действие, чтобы оно положительно отразилось на нашей последующей жизни. Так как же во время урочной деятельности развить у ребенка устойчивый интерес к самостоятельному поиску решений, умению сделать вывод, найти выход из любой ситуации? Другими словами, как, при помощи каких современных технологий реализовать практико-ориентированный подход к обучению?

Чтобы облегчить муки поиска вариантов решения, была придумана теория решения изобретательских задач – ТРИЗ. Авторство ТРИЗ принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру (1926-1998) учёному из Баку. Главная цель ТРИЗ в школе состоит в целенаправленном развитии творческого системного мышления, направленного на преобразование действительности. Конечно, у этой технологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями мы можем использовать только элементы этой технологии.

Один из традиционных приёмов – определение темы урока. Его формула: начинать урок с "настройки". Необходимо так продумать начало урока, чтобы оно захватило воспитанников необычностью, яркостью, активизировало их познавательную потребность.

К уроку подбирается доступный проблемно-занимательный материал с учётом темы. Слова "подумайте", "догадайтесь" - мои союзники. Я предлагаю детям догадаться по схеме, какая тема урока (либо расставить буквы в порядке убывания-возрастания, либо прочитать отражение в зеркале и выложить на доске, либо составить буквы по цветам радуги…)

Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).
Учитель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает мяч обратно (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов. Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать.

Типовые приемы фантазирования

  1. Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10. Помогите ему расставить их в порядке возрастания.
  2. Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу: Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать?

 Системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к знакомству с новыми сведениями:

  • "Класс → школа → улица Черепановская → п. В-Синячиха → Алапаевский район и т.д.

 При проведении минутки чистописания использую прием "Да-нетка". Ребята пишут в ответ на мой вопрос только первую букву "д", либо "н", и так любую букву на минуточку чистописания, здесь можно убить сразу двух медведей, закреплять правильность написания буквы (цифры) и проверить уровень ученика по определенной теме.

 На основе теории американского учёного Джералда Гиббса "Трибы-процесс социального развития в процессе сотрудничества в обучении", возникла технология ТРАЙБС. Цель технологии: научить детей разного возраста, этнической принадлежности, культурного статуса в общении, взаимодействию между собой на основе доброжелательности, взаимной терпимости, взаимного интереса.

Игровые упр. "Паутинка" (где обучающиеся передают друг другу с волшебным клубочком либо позитивные пожелания, либо делятся информацией по теме урока).

Также технология ТРАЙБС предполагает работу в малодинамичных группах ("трибах" (три и более человек), где обучающиеся действуя по установленным правилам обсуждают проблему и общими усилиями находят решение, далее капитан трибы докладывает о решении остальным детям.

 Основными понятиями проблемного обучения являются "проблемная ситуация". Проблемная ситуация – это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления – в проблемной ситуации” (С.Л. Рубинштейн).

Проблемная ситуация - это некое препятствие, затруднение, задача, ответ на которую ребёнок ещё не знает, но попытается решить, в самостоятельной жизни человек каждый день сталкивается с проблемами, поэтому для моих воспитанников очень важно научиться не пасовать перед ними, а решать их.

Пример. На доске запись: 7-2+5=10 и 7-2+5=0

Вопросы: -Что интересного заметили? -Верно ли решены примеры?

-Как такое могло случиться?

 Параллельно с обучением и воспитанием применение в образовательном процессе вышеобозначенных технологий обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых базовых универсальных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Все эти навыки в современной жизни играют ключевую роль для обучающихся нашей школы, как для ведения профессиональной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни, успешной социализации и адаптации в обществе.