Психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая направленность в обучении иностранному (немецкому) языку как одно из основных условий обеспечения качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями развития (задержкой психического разви

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Воробьева Юлия Васильевна,заместитель директора по УВР, учитель, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест

Иностранный язык в коррекционной школе – предмет, требующий особого внимания и подхода со стороны педагога, потому что при обучении иностранному языку детей с ОВЗ имеет место ряд трудностей, связанных с особенностями психического развития детей данной категории, не дающих возможности успешного усвоения федерального государственного общеобразовательного стандарта как начального общего образования, так и основного общего, реализации всех видов речевой деятельности на уроке и во внеурочной работе по предмету.

Адаптируя основную цель обучения иностранному языку в условиях общеобразовательных организаций к цели получения иноязычного образования в коррекционной школе, основываюсь на принципе практического обучения немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья – «не знание, а развитие». Важнейшая роль отводится общему развитию проблемного ребёнка, его высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. Потому и очевидна необходимость и реальность решения проблемы психолого-педагогической и коррекционно-развивающей направленности в обучении иностранному (немецкому) языку детей с задержкой психического развития.

Из опыта многолетней педагогической работы в системе специального образования отмечу, что нерационально применять устаревшие методы обучения иностранному языку для детей с ЗПР — с бессмысленной зубрежкой текстов и медлительным освоением грамматических конструкций. Возможно проводить такую работу лишь с целью ознакомления. Оценка – вербальная, с обязательным позитивным уклоном, одобрением, поощрением, реализующая основной приём коррекционно-развивающего обучения - создание ситуации успеха.

Учитывая современную позицию обучающихся к немецкому языку как иностранному, его роль и актуальность в жизни общества, я придерживаюсь «золотого» правила при обучении иностранному языку детей с ОВЗ: поддерживать уважительное отношение к немецкому языку через простоту и адекватность учебного материала, соответствие его реальным возможностям детей, их несомненную успешность в изучении языка, исключение излишней строгости, требовательности, сложности. Такое правило активно работает, о чём свидетельствуют положительные результаты в освоении обучающимися образовательного стандарта по предмету, сфомированность мотивационного интереса к изучению немецкого языка, желание детей общаться, уважительное отношение к стране и носителям изучаемого языка.

Говоря более точно и конкретно о психолого-педагогической, коррекционно-развивающей направленности в обучении немецкому языку, нельзя не отметить психолого-педагогические принципы, которые являются основой при обучении иностранному языку детей с ОВЗ: принцип комфортности, предполагающий частую смену видов деятельности с включением подвижных упражнений, создание специальных условий для комфортного пребывания обучающегося в условиях иноязычного общения; принцип погружения ребенка в языковую среду – проведение всего урока на изучаемом языке, активно сопровождая незнакомую или трудно воспринимаемую для детей лексику невербальными средствами общения, делая речевой процесс эмоционально окрашенным, живым, ярким; принцип непринуждённости, при котором пробуждение учебной активности детей проходит в игровой атмосфере, без принудительной интеллектуальной напряженности; принцип естественного овладения иностранным языком, осуществляемый в успешном взаимодействии с педагогом, вымышленными носителями языка.

С целью достижения качественного образования по предмету активно включаю в урок иностранного языка разработанные мною специальные упражнения по коррекции и развитию внимания, памяти, мыслительных операций, навыков чтения, говорения и аудирования, основанные на психологических, нейропсихологических методиках и инструментариях выдающихся ученых и специалистов в области дефектологии, специальной психологии, нейрофизиологии и коррекционной педагогики (Г.А. Карповой, Т.П. Артемьевой, Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Н.Л. Кряжевой, В.А. Лапшина, Б.П. Пузанова, Н.Я. Семаго, Л.Ф. Тихомировой). Элементы коррекционных упражнений переведены на немецкий язык, адаптированы к условиям иноязычного общения, к реальным способностям и возможностям обучающихся, организованы в цельный методический комплекс. Из опыта отмечаю, что работа в данном направлении оказывает огромную помощь, действительно способствует развитию общего психического потенциала ребенка с ОВЗ. Большая часть упражнений представлена в нестандартных формах, различных познавательно-игровых моментах, что очень актуально при формировании интереса к изучаемому языку, усвоению элементарных основ немецкой речи, интеллектуальному развитию ребёнка с ОВЗ (ЗПР).

Считаю, что психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая направленность в обучении немецкому языку является главной в профессионально-педагогической деятельности педагога специального образования и одним из основных условий обеспечения качественного образования обучающихся с ОВЗ. Зная психологию детей данной категории, учитывая особенности каждого ребенка, можно добиться усвоения требований ФГОС по предмету, выполнения основной целевой установки — достижения элементарной минимальной коммуникативной компетенции, а самое главное — способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, психической и познавательной активности, раскрытию потенциальных возможностей и способностей каждого особенного ребенка.