Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка-инвалида

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Патрушева Светлана Владимировна,социальный педагог, учитель, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 5", Екатеринбург

Обнаружение у ребенка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, с которым он пребывает на протяжении всего периода его развития и воспитания.

Психологические особенности родителей (законных представителей) зависят от выраженности дефекта у ребенка:

Дети родителей первой группы имеют внешне незаметные нарушения здоровья (например, соматические заболевания, болезни суставов), хорошо адаптируются к обучению в образовательном учреждении, имеют хорошую успеваемость по предметам и включены в общение со здоровыми сверстниками.

Дети родителей второй группы имеют внешне выраженные нарушения — это, например, опорно-двигательные нарушения (ДЦП, деформация рук), умственная недостаточность. Такие дети адаптацию к учебе проходят достаточно тяжело, их успеваемость по предметам часто низкая, а общение со сверстниками ограниченно.

Ситуация восприятия ребенка-инвалида в семье характеризуется рядом особенностей:

  • у родителей и детей фрустрируется ряд потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение рода и т. д.;
  • длительным и иногда хроническим состоянием тревоги, отчаяния, отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;
  • проблемы сохранения семьи; опасение, что муж оставит семью;
  • частые материальные трудности;
  • проблемы в продолжение карьеры и самоактуализации родителей;
  • частые психотравмирующие ситуации, связанные с состоянием здоровья ребенка, социальными проблемами и т. д.;
  • полная поглощенность проблемами, связанными с ребенком;
  • изоляция от общества в целом.

Если в семье есть другие дети, они оказываются лишенными внимания. Кроме того, часто родители ребенка с ОВЗ из страха, что несчастье может повториться, накладывают внутренний запрет на репродуктивную функцию. Многие родители надеются на чудесное исцеление ребенка и ищут все новых врачей или какую-то особенную, самую лучшую, больницу. В таких семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития. Родители не могут прийти к адекватному осознанию сложившейся ситуации.

Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект:

  • Принятие ребенка и его дефекта - родители принимают дефект, адекватно его оценивают и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность, У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку.
  • Реакция отрицания - отрицается, что ребенок страдает дефектом, родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничении и настаивают на высокой успешности его деятельности.
  • Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства - родители испытывают чувство жалости и сочувствия, что проявляется в заботе, гипперопеке, защите и чрезмерной любви. Стараются все сделать за ребенка, в результате он может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне.
  • Скрытое отречение, отвержение ребенка - дефект считается позором. Родители скрывают свое отрицательное отношение и отвращение за чрезмерно заботливым и предупредительным воспитанием.
  • Открытое отречение, отвержение ребенка - родители полностью осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением. Родители обвиняют общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту.

Механизм взаимодействия с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные.

Целью подобной работы должно стать: формирование у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития его профессиональной карьеры. Необходимо проводить формирование у родителей детей с ограничениями по состоянию здоровья адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в профессиональное обучение их детей.

Для реализации данных целей следует при взаимодействии с родителями детей с ОВЗ решать следующие задачи:

  • формировать у родителей адекватные представления как о возможностях, так и об ограничениях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;
  • создавать у родителей понимание того, что они должны формировать у своих детей ответственность за себя самого, умение самостоятельно принимать жизненно важные решения;
  • формировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка.

Формы организации взаимодействия с родителями

Лектории; встречи с родителями, имеющими детей со сходными нарушениями, наставничество; встречи со взрослыми инвалидами; мастер-классы; открытые занятия; ППк; круглые столы с обсуждением конкретной проблемы; индивидуальные и групповые консультации; "тренинги" (родитель ставится на позицию ребенка); разыгрывание ситуаций, связанных с поведением ребенка; использование памяток для родителей; совместные занятия: "родитель+ребенок".