Чернобокова Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа", Верхний Тагил
Актуальность данной темы обусловлена тем, что категория обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) с каждым годом растет.
К ЗПР относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, имеющие тенденцию к положительной динамике при хорошо организованной реабилитационной работе.
На данный момент практически стерты границы между легкой умственной отсталостью и ЗПР. Также, часто обучающиеся с ЗПР обучаются в общеобразовательном классе и получают ярлык «неуспевающий». Дети с задержкой психического развития должны получать психолого-педагогическую, медицинскую, социальную помощь, так как имеют особенности развития, мешающие им в полной мере освоить образовательную программу без создания специальных условий.
Одной из главных особенностей младших школьников с ЗПР является – преобладание игровой деятельности над учебной на протяжении всего периода обучения. Педагог, вооруженный программой, нормативами ФГОС требует от обучающихся освоения программы (при том, что ведущая деятельность – игровая). У обучающихся нет мотивации, они не понимают зачем нужно учиться. Но родители и учитель заставляют – появляется агрессия к учителю, учебным предметам, одноклассникам, школе и т.д. Это проявления несформированности, нарушений развития эмоционально-волевой сферы.
Необходимо целенаправленно развивать эмоционально-волевую сферу как основу умения учиться, умения проявлять волевые усилия при выполнении какой-либо деятельности, контролировать свои эмоции, адекватно воспринимать меняющиеся условия жизни.
Поскольку ведущая деятельность игровая, а нам нужно сформировать навыки учебной, то необходимо найти такой вид деятельности, который бы способствовал плавному переходу от игровой деятельности к учебной, а также создавал условия для развития эмоционально-волевой сферы.
Таким видом деятельности является творческая деятельность, стоящая на пересечении игровой и учебной.
В работах русских, европейских и американских ученых и педагогов описано положительное влияние на обучающихся арт-терапии. Арт терапия – это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Это медицинский термин, используется в основном клиническими психологами и психиатрами. Педагог не имеет права проводить арт-терапию без специального обучения, но он может использовать ее элементы, средства, методы. Арт технологии – это образовательные технологии, основанные на методах и подходах арт-терапии.
Мульт-технология - это особое направление арт-технологий, включающее в себя методы и приемы визуальной, музыкальной, нарративной терапий, способствующее реабилитации и социализации детей. Реализация мульт-технологии подразумевает под собой создание мультфильма. Поскольку это деятельность трудоемкая, требующая больших временных затрат, но обеспечивающая в конечном итоге определенный продукт – было принято решение создать образовательный проект "Мульти-дети" на базе ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа" во 2а классе.
В работе над проектом с использованием мульт-технологий можно выделить три этапа:
- Подготовительный – обучающиеся выбирают литературное произведение, изучают, анализируют его, распределяют роли.
- Основной – обучающиеся рисуют, вырезают, озвучивают, анимируют изображения.
- Заключительный – обучающиеся просматривают мультфильм, анализируют ошибки, презентуют другим классам.
На данный момент в рамках проекта "Мульти-дети" созданы 3 мультфильма по мотивам литературных произведений: "Поцелуй в ладошке" Одри Пенн, "Маленький человек" Р. Рождественский, "Обелиски" А. Терновский.
К качественным результатам работы по развитию эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста, можно отнести:
- Повышение интереса к изучению литературных произведений, поиску материала для создания следующего мультфильма
- Навык взаимодействия друг с другом – помощь, эмпатия к одноклассникам.
- Умение делать друг другу обоснованные замечания и адекватно на них реагировать.
- Проявление волевых усилий при выполнении деятельности для достижения общей цели.
- Контроль собственных эмоциональных реакций, умение адекватно воспринимать эмоции одноклассников.
Подводя итог можно констатировать, что применение арт-технологий в образовательной деятельности способствует развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР.