Шестакова Наталия Юрьевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 5", Екатеринбург
Мелкая моторика рассматривается как скоординированность действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. К мелкой моторике относится большой спектр движений: примитивные жесты (захват объектов), мелкие движения, от которых зависит почерк обучающихся.
В исследованиях А.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова, А.Р. Лурия и других, была подтверждена связь мелкой моторики и речевой функции. А.Р. Лурия рассматривал функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека.
В работах отечественных и зарубежных ученых отмечается взаимосвязь мелкой моторики с интеллектуальным развитием. Так, В.Сухомлинский указывал, что ум обучающегося находится на кончиках его пальцев, а Э.Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. М. Монтессори обращала внимание на то, что каждое движение обучающегося - это ещё одна складочка в коре больших полушарий, а тренировка пальцев рук выступает мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Взаимосвязь психики и мелкой моторики была отражена в работах Н.И. Озерецкого, которые дали начало развитию научных представлений о психомоторике. Согласно взглядам Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и др. известных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности.
Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Г. С. Комарова, Н. И. Сакулина и др. утверждают, что процесс развития мелкой моторики у обучающихся представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего школьного возраста.
Развитие мелкой моторики определяет формирование у обучающихся сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения обучающийся изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз "обучает" руку, с помощью ручных движений с предметами обучающийся открывает больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания обучающимся окружающей действительности. Как показывают исследования указанных ученых, обучающийся, имеющий высокий уровень сформированности мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь
Обучающиеся с умственной отсталостью на уровне начального образования имеют нарушение мелкой моторики, у них недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации. В процессе обучения они испытывают затруднения при формировании навыка письма, при работе с инструментами и приспособлениями, что отрицательно сказывается на формировании у них предметных и личностных (социальных) компетенций.
Основным средством, по мнению зарубежных (И. Гуггенбюль, А. Меннель, Э. Сеген,) и отечественных (Е.К. Грачева, А.Н. Граборов, И.И. Маляревский и др.) олигофренопедагогов, в построении коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью является труд. А.Н. Граборов отмечал, что труд способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания. В.П. Кащенко писал, что ручной труд должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребёнка.
Развитие мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью осуществляется на уроках ручного труда. На указанных уроках обучающиеся овладевают элементарными правилами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от обучающихся ловких движений. В процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных умений и навыков. Уроки ручного труда способствуют подготовке руки обучающихся с умственной отсталостью к овладении навыком письма. В процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными.
Развитие мелкой моторики играет положительную роль в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с умственной отсталостью на уровне начального образования, что позволяет:
- активизировать действие речевых зон головного мозга;
- совершенствовать внимание и память и другие психологические процессы;
- оказывать оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм учащихся.
Таким образом, развитие мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования играет важную коррекционно-развивающую роль.