Рожнова Людмила Владимировна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат № 9", Екатеринбург
С целью формирования УУД, для повышения качества образования, для организации доступной (предметно-практической и учебной) среды, активно использую в обучении традиционные методы и приемы, современные педагогические технологии, адекватные особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР.
Технология дифференцированного обучения предполагает с моей стороны учет познавательных интересов обучающихся и их способностей к тому или иному виду деятельности. В индивидуальной работе с учеником опираюсь на его зону ближайшего развития, т.е. школьнику предлагаю такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности.
Технология проблемного обучения предполагает построение урока с учетом последовательности шагов, определяющих алгоритм проблемной деятельности. Благодаря данной технологии повысилась эффективность обучения, появилась возможность организовать проектную деятельность обучающихся, научить их создавать презентации, совершенствовать логику подачи учебного материала, выработать навык работы с различными источниками информации, формировать метапредметные УУД.
С целью развития познавательных и творческих способностей использую проектную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует развитию и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, формированию активной позиции ребенка. В моем классе дети работали над проектом «Великая Победа», направленном на развитие патриотических чувств, расширение и систематизацию знаний о событиях и героях Великой Отечественной войны. Работая над проектом, ученики посетили библиотеку А.М. Горького с целью ознакомления с художественной литературой о войне. В материалах сети Интернет нашли иллюстрации, песни и фильмы, посвященные Великой Отечественной войне и ее героям. Дети принимали участие в Международном очно-заочном конкурсе чтецов «Весна Победы», X Международной Акции «Читаем детям о войне», выпуске газеты «Дети Блокадного Ленинграда».
Здоровьесберегающие технологии способствуют рациональной организации урока. Для предупреждения переутомления и повышения умственной работоспособности на уроках провожу физкультминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, а также минутки релаксации. Дети активно участвуют в спортивных эстафетах и фестивалях.
Применение в обучении информационно-коммуникационных технологий способствуют наглядности и повышению качества усвоения материала, осуществлению дифференцированного подхода к обучающимся, развитию умения работать с информацией. В своей работе для формирования УУД я использую различные педагогические приемы с использованием ИКТ. В процессе обучения активно использую интерактивную доску, презентации, аудио и видео- материалы, творческие задания на компьютере.
Игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках. Их можно использовать на всех уроках в начальной школе. На уроках математики и русского языка часто использую работу с тренажерами - однотипными упражнениями, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. На уроках литературного чтения используются игры-драматизации, когда ученики читают произведения по ролям, инсценируют сказки, а также игры «собери пословицу», «подбери к стихам рисунки» и т.д. В своей практике часто использую пальчиковые игры, которые способствуют развитию моторики рук, вниманию, творческих способностей, и активизируют работу головного мозга. Загадки также вызывают большой интерес к предмету, познавательную активность, стремление правильно ответить на вопрос.
Проводимые мониторинги показывают положительную динамику результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР. Наблюдается положительная динамика формирования УУД, повысился уровень школьной мотивации и познавательной активности. В результате анализа данных классного журнала выявлено, что к 4 классу посещаемость за год составила 83 %, а уровень заболеваемости снизился до 17%.