Дунаева Екатерина Петровна, учитель начальных классов, Кожевникова Ирина Владимировна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск
Одной из наиболее важных жизненных компетенций, особенно для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является овладение ими временными представлениями.
Эти обучающиеся отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующей освоению временных представлений. Как известно, у детей с умеренной умственной отсталостью медленно развиваются понимание и использование речи, осмысление себя и своего места в пространстве, с трудом формируются навыки самообслуживания, общая и мелкая моторики развиваются с задержкой и специфическими особенностями, преобладает моторная неловкость; ограничены школьные успехи [1, C.232].
Используя, многолетний опыт работы в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, мы предлагаем рекомендации по формированию временных представлений (суток, дней недели, времен года), которые можно использовать в коррекционно-педагогической работе.
Цель – формирование временных представлений необходимых для самореализации в обществе.
Задачи:
- формирование знаний порядка следования частей суток, дней недели, времен года;
- соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: частями суток, днями недели, временами года;
Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам ("Речь и альтернативная коммуникация", "Математические представления", "Окружающий природный мир", "Окружающий социальный мир", "Человек"), так и на коррекционных занятиях ("Альтернативная коммуникация", "Коррекционно-развивающие занятия") в рамках учебного плана.
Трудности формирования временных представлений объясняются, прежде всего, не только психофизиологическими особенностями, но и спецификой самой категории "время". Во-первых, время нельзя воспринять непосредственно органами чувств; во-вторых, время очень трудно представить, как объективную реальность.
Поэтому знакомство детей с интеллектуальными нарушениями с категорией «времени» и формирование у них временных представлений происходит с опорой на конкретный наглядный материал, отражающий временные и сезонные изменения в природе, включает предметно-практическую деятельность, опыт ребенка, различные дидактические игры, направленные на развитие умения решать и соотносить временные понятия как с собственной деятельностью, так и с занятиями сверстников, родителей и других взрослых. [2, C.1].
Научить детей ориентироваться во времени – сложная задача. Очень важно при этом сформировать у них понимание постоянного и неизменного порядка следования одного отрезка времени за другим, т.е. повторяемости и цикличности периодов времени.
В 1 классе обучающиеся знакомятся с частями суток и понятием «сутки».
На начальном этапе дети знакомятся с изображениями, обозначающими режимные моменты школьника. Педагог рассказывает и объясняет, к каким частям суток можно отнести эту картинку, т.е. подводит их к осознанию того, что жизнедеятельность людей связана и соотносится с определенной частью суток.
Знакомство со следующим временным понятием «неделя» начинается тогда, когда дети будут хорошо ориентироваться в частях суток и их последовательности. Это может быть и конец 1 класса, и начало 2 класса. Обучающиеся узнают, что в неделе 7 суток, что каждый день недели имеет своё название, в котором есть подсказка – какой это день по счету, что дни недели последовательно сменяют друг друга и этот порядок всегда неизменен. [2, C.2].
После знакомства и отработки знания дней недели у детей идет знакомство с новыми временными понятиями: «месяц», «год», «время года». Они также даются в строгой последовательности. Например, ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них не нарушая последовательность месяцев в году, обращая внимание обучающихся на те изменения, которые происходят в природе и в жизни людей от месяца к месяцу и от времени года к последующему времени года.
Используется наглядный материал, основанный на цветовой гамме, что облегчает запоминание обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью названий частей суток, дней недели и соотнесения их с режимными моментами.
Для закрепления у обучающихся временных представлений и умения ориентироваться во времени, соотносить его с собственным режимом и действиями, можно использовать различные беседы, дидактические игры, художественную литературу, народный фольклор. Все игровые и практические задания должны соответствовать психофизиологическим особенностям развития детей.
Литература
- Группа авторов пол руководством И.В. Барякиной. Контрольно-диагностические материалы к программам для детей с выраженным нарушением интеллекта. – Санкт-Петербург: КАРО. 2015
- Определяю время. Часть 2. Книжка с наклейками. Для занятий с детьми 5-7 лет/ Серия "Я познаю мир". – М.: Школьная Пресса, 2009. – 16 с.: цв.илл. + вкл.