Дидактическая игра как средство стимулирования познавательной активности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Семёнова Нина Викторовна, воспитатель, ГКОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Озёрки

Младшие школьники с интеллектуальными недостатками в силу своих особенностей развития испытывают значительные затруднения в усвоении содержания программ обучения и воспитания. Во многом это обусловлено низкой познавательной активностью. Одним из эффективных способов ее стимулирования является дидактическая игра.

Несмотря на то, что образовательный процесс в школе предполагает, что ведущим видом деятельности становится учебно-познавательная, в младшем школьном возрасте большое место в жизни ребенка занимает игра. Это привычный, безопасный, эмоционально насыщенный вид деятельности детей, который обеспечивает психологический комфорт, раскрепощение, снятие барьеров. Поэтому в своей практике использованию дидактические игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми в целях обучения и воспитания детей. Для играющих детей образовательные цели не выступают открыто, а реализуются через правила и игровые действия. Это обеспечивает отсутствие сопротивления обучающему воздействию и стимулирование активности на эмоциональном подсознательном уровне.

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. 

Дидактическая игра представляется обучающимся в разных формах.

В одном варианте учебный материал составляет основу содержания игры, а действия с материалом приобретают игровую форму. Часто это игра-соревнование, когда учащиеся демонстрируют скорость счета, поиска вариантов решения, подбора слов и т.д. То есть дети выполняют привычные учебные действия в рамках условий игры.

Другой вариант предусматривает введение учебного материала, как элемента игры. Так, например, в процессе ролевой игры может потребовать продемонстрировать знания по различным школьным предметам. В данном случае познавательная нагрузка несколько ниже, чем в первом варианте. Поэтому чаще всего такие игры проводятся во внеурочное время, во время отдыха или в целях снятия напряжения после интенсивного учебного труда школьников.

Стоит отметить, что несмотря на кажущуюся простоту и свободу действий детей во время игры, руководство дидактической игры требует серьезного руководства со стороны учителя. Любая дидактическая игра в своей структуре должна содержать обучающую задачу, игровые действия, содержание и правила игры.

Поскольку дидактическая игра задумывается и реализуется в целях обучения, то отбор познавательных задач для дидактической игры происходит исходя из:

  • содержания программы обучения и воспитания;
  • возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • уровня подготовленности;
  • особенностей ограничений в здоровье.

В качестве содержания и игровых действий в практике работы наибольшее распространение получили:

  • разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками– подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание;
  • "зачин", который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебного письма;
  • осуществление поиска и находки нужного предмета, числа, звука, слова;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • выполнение определенной роли;
  • соревнование (индивидуальное или коллективное);
  • особые игровые движения, такие, как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий .

Я. А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в "Автобиографии": "Весь метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и забаву". 

В заключении хочется отметить, что дидактическая игра при всех ее достоинствах не может заменить традиционные формы и методы обучения и воспитания в начальной школе, однако грамотное определение ее места и объема в учебно-воспитательном процессе с детьми с умственной отсталостью обеспечивает стимулирование познавательной активности этих особенных школьников, что в свою очередь позволяет повысить образовательный результат.